Стихотворение проникнуто радостью, используется приём олицетворения.
В начале стихотворения темп медленный- серость и однообразие сосен и елей, но затем темп убыстряется, идет описание листьев, и мы чувствуем игривость и красоту.
Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь. Меняется звуковой строй этой части. В этом отрезке текста обилие согласных, и аллитерация позволяет подчеркнуть одухотворённость, гармоничность краткой, но яркой жизни. Самое “шумное” слово- “сучьях” - как раз и обозначает тот мир, который не живёт, если не украшен мимолетной красотой листьев. Не случайно именно здесь так много олицетворений (гостим, играли, купались) .
Употребление глаголов сначала в настоящем, а затем в времени подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни листьев. Лишь определив себя как “лёгкое племя”, они осознают, что их “краткое время” уже (глаголы в времени. )
Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части, все глаголы либо в времени, либо в инфинитиве. Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение угасания, безжизненности. Сам синтаксис предложения, повествующего о наступившей осени, беден: это бессоюзное предложение, состоящее из четырёх нераспространённых частей. Но именно в этой части встречается нам единственное вопросительное предложение. В нём и звучит самое эмоционально нагруженное слово. (Даром!) Если сейчас “висеть даром”, то что же было недаром? Были в красе-не только красовались, но и делали мир красивее, несли радость. Но пора золотой осени уже нет осенней пышности, впереди лишь умирание.
В последней части исключительно восклицательные предложения, обилие повторов, она явно отличается от остальных уже тем, что начинается с патетического “О”, задающего иное звучание. Удивительно соединяется аллитерация “с” с преобладающим звучанием гласных. Этим достигается полёт, свобода, свист ветра. Ведь листья так стремятся улететь с ветром. Для них неприемлемо скучное, бессмысленное существование.
Ф. И. Тютчев говорит об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют философскими. Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования.
олицетворения.
В начале стихотворения темп медленный- серость и
однообразие сосен
и елей, но затем темп убыстряется, идет описание листьев,
и мы чувствуем игривость и красоту.
Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир,
который воспринимается листьями как подлинная жизнь.
Меняется звуковой строй этой части.
В этом отрезке текста обилие согласных,
и аллитерация позволяет подчеркнуть одухотворённость,
гармоничность краткой, но яркой жизни.
Самое “шумное” слово- “сучьях” - как раз и обозначает
тот мир, который не живёт, если не украшен
мимолетной красотой листьев.
Не случайно именно здесь так много олицетворений
(гостим, играли, купались) .
Употребление глаголов сначала в настоящем, а затем в
времени подчёркивает мимолётность,
быстротечность жизни листьев.
Лишь определив себя как “лёгкое племя”, они осознают,
что их “краткое время” уже
(глаголы в времени. )
Третья часть наименее богата по своему образному строю.
Исчезает мелодичность предыдущей части,
все глаголы либо в времени, либо в инфинитиве.
Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение
угасания, безжизненности.
Сам синтаксис предложения, повествующего о наступившей
осени, беден: это бессоюзное предложение, состоящее
из четырёх нераспространённых частей.
Но именно в этой части встречается нам единственное
вопросительное предложение.
В нём и звучит самое эмоционально нагруженное слово.
(Даром!)
Если сейчас “висеть даром”, то что же было недаром?
Были в красе-не только красовались, но и делали мир
красивее, несли радость.
Но пора золотой осени уже нет осенней пышности,
впереди лишь умирание.
В последней части исключительно восклицательные
предложения, обилие повторов, она явно отличается
от остальных уже тем, что начинается с патетического “О”,
задающего иное звучание.
Удивительно соединяется аллитерация “с” с преобладающим
звучанием гласных.
Этим достигается полёт, свобода, свист ветра.
Ведь листья так стремятся улететь с ветром.
Для них неприемлемо скучное, бессмысленное существование.
Ф. И. Тютчев говорит об отношении к жизни, о том,
что можно назвать подлинной жизнью.
Такие вопросы называют философскими.
Ничто не бывает напрасно.
Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость,
ценнее бесцветного вечного существования.