В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля» , совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи» .
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или.. . уж и не знаю» .
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».Гармония волжской природы соотнесена со "свинцовыми мерзостями жизни" города Калинова. Здесь главенствует власть богатых, основанная только на деньгах. В быту нравы жестоки: пьянство, разврат, самодурство. В гос. учереждениях - взяточничествоЮ произвол, волокитство. Проблема актуальна для россии 19 века: вымышленный провинциальный город Калинов может осмысливаться как типичный руссский городок, жители которого погрязли в темноте и невежестве. Лариса - натура одорённая, талантливая, стремящаяся к правде выделяется среди остальных житилей Калинова своей нравственностью, духовностью.
19. Ей сна нет от французских ..., | А мне от русских больно спится. 22. Как скоро ... минула! 23. Сужденья черпают из забытых ... | Времён Очаковских и покоренья Крыма. 24. Дистанции огромного ... 25. А судьи ...? По вертикали. 1. Чин следовал ему: он ... вдруг оставил. ста, при нём не спорь ты вкривь и вкось, | И завиральные ... эти брось. 5. Дверь отперта для званых и незванных, | Особенно из ... 6. Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: | Губители карманов и ...! 8. Давно полковники, а служите ... 9. Счастливые ... не наблюдают. 12. Явиться пошаркать, пообедать, | Подставить стул, поднять ... 15. Богат и на ... был женат. 16. Служить бы рад, прислуживаться ... 17. Что всякий сам туда же должен лезть, | В тот ..., что ни стать, ни сесть. 20. Чуть свет уж на ...! и я у вашил ног. 21. А наши ..., а-сь? речистее мужей, | Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля» , совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи» .
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или.. . уж и не знаю» .
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».Гармония волжской природы соотнесена со "свинцовыми мерзостями жизни" города Калинова. Здесь главенствует власть богатых, основанная только на деньгах.
В быту нравы жестоки: пьянство, разврат, самодурство. В гос. учереждениях - взяточничествоЮ произвол, волокитство. Проблема актуальна для россии 19 века: вымышленный провинциальный город Калинов может осмысливаться как типичный руссский городок, жители которого погрязли в темноте и невежестве. Лариса - натура одорённая, талантливая, стремящаяся к правде выделяется среди остальных житилей Калинова своей нравственностью, духовностью.
русских больно спится.
22. Как скоро ... минула!
23. Сужденья черпают из забытых ... |
Времён Очаковских и покоренья Крыма.
24. Дистанции огромного ...
25. А судьи ...?
По вертикали.
1. Чин следовал ему: он ... вдруг оставил.
ста, при нём не спорь ты вкривь
и вкось, | И завиральные ... эти брось.
5. Дверь отперта для званых и незванных, |
Особенно из ...
6. Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: |
Губители карманов и ...!
8. Давно полковники, а служите ...
9. Счастливые ... не наблюдают.
12. Явиться пошаркать,
пообедать, | Подставить стул, поднять ...
15. Богат и на ... был женат.
16. Служить бы рад, прислуживаться ...
17. Что всякий сам туда же должен лезть, |
В тот ..., что ни стать, ни сесть.
20. Чуть свет уж на ...! и я у вашил ног.
21. А наши ..., а-сь? речистее мужей, |
Судьи всему, везде, над ними нет судей.