у кутузова «злое и едкое выражение лица» , он «желчно смеется» . вот приближается император со свитой: «как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом и душную комнату, так пахнуло на невеселый кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи» . два восприятия предстоящей битвы: одно — легкое, радостное; другое — мрачное, даже брюзгливое. в свете последующих событий становится ясной авторская мысль, его отношение к тому и другому лагерю: легкомыслие императора граничит с преступлением; кутузов же испытывает неподдельное горе, думая о людях, которые должны погибнуть, о армии, ее позоре.
Тургенев был истинным патриотом, переживал за дальнейшую судьбу россии. поэтому сюжет, описанный в его произведении, – это вызов эпохе того времени, вызов крепостному праву. рассказ «муму» - не только повествование о событиях, которые происходили в деревне, это произведение, которое заставляет нас размышлять и думать. в образе дворника герасима тургенев символически показал народ, его прекрасные черты. доброта, богатырская сила, любовь к труду и чуткость – такие качества человека вложил в образ герасима, автор. он дает герасиму характеристику самого замечательного человека из всей прислуги. тургенев представляет герасима как сильного человека, который может много работать: «дело спорилось в его руках» . автор любит своего героя, ответственного и аккуратного, который постоянно в чистоте содержит весь хозяйский двор. да, он нелюдим, что подтверждает то, как описана его каморка, на которую он всегда навешивал замок. «он не любил, чтобы к нему ходили» - пишет тургенев. любовь и сочувствие всегда брали верх над грозным образом герасима. его доброе сердце всегда было открытым. уважение к себе, к своему труду герасим завоевал у всей дворни, несмотря на свой угрюмый вид. пусть необщительный, но «он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице» . точно стараясь исполнять все приказы барыни, герасим сохраняет чувство собственного достоинства. анализ рассказа тургенева «муму» еще раз подтверждает тот факт, что герасим не имел человеческого счастья. ему, мужику из деревни, трудно жить в городе, там он не сможет общаться с природой. он чувствует, что люди стараются обойти его стороной. герасим полюбил татьяну, но ее выдали за другого. глубокое несчастье поселяется в душе герасима. и в тот момент, когда ему так тяжело, появляется небольшая надежда на счастье – маленький щенок. спасенный из реки герасимом, он привязывается к нему так же, как и хозяин к щенку. имя щенка – муму. муму всегда рядом с герасимом, ночью сторожит дом, а утром прибегает его будить. казалось бы, что человек нашел для себя отдушину, но в этот момент барыня узнает о щенке. она хотела подчинить себе это маленькое существо, но щенок не повинуется ей. не понимая того, как можно ее не послушаться, она распоряжается щенка убрать. хозяин собаки закрывает ее в своей каморке, но лай ее выдает. и тут герасим решается на решительный шаг – убивает своего единственного друга. герасим потерял все, что ему было дорого. в конце рассказа автор пишет, что герасим больше никогда не заводил собак, никогда так и не женился. он понял, что любовь, привязанность делает его уязвимым, зависимым. теперь ему были нипочем законы крепостного права, ему больше нечего было терять. не могли ему придумать большего наказания, чем он уже пережил. герасим ушел в деревню, выразив свой протест в отношении хозяйки-самодуры. не мог он оставить муму и бояться, что ее снова выкрадут, увезут далеко, не мог герасим отдать врагам на муки любимое существо. вот почему герасим утопил муму.
у кутузова «злое и едкое выражение лица» , он «желчно смеется» . вот приближается император со свитой: «как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом и душную комнату, так пахнуло на невеселый кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи» . два восприятия предстоящей битвы: одно — легкое, радостное; другое — мрачное, даже брюзгливое. в свете последующих событий становится ясной авторская мысль, его отношение к тому и другому лагерю: легкомыслие императора граничит с преступлением; кутузов же испытывает неподдельное горе, думая о людях, которые должны погибнуть, о армии, ее позоре.