Вмае 1820 г. пушкин был выслан из столицы и отправлен в фактическую ссылку на юг (официально – переведен на новое место службы).южный период отчетливо разделялся на два временных отрезка – до и после кризиса 1823 г. период южной ссылки справедливо считается периодом почти полного господства романтизма. на юге пушкин знакомится с поэзией байрона, и это усиливает волновавшие его романтические настроения. южный период творчества связан с воплощением романтического характера байроновского типа («современного человека», представленного чайльд-гарольдом) в его интерпретации – вольнолюбивого мечтателя и разочарованного индивидуалиста. пушкин овладевает романтической темой, романтической проблематикой и романтическим стилем. он окончательно сводит воедино стили двух течений романтизма – психологического и гражданского, или социального[85]. и, что существенно, этот синтез предстал в больших лироэпических жанрах. именно в романтической лирике и в романтических поэмах пушкин преодолевает жанровое мышление.итак, влияние байрона и чтение его поэм определили устремленность к романтизму и творческое содержание южного периода. и все-таки связывать южный период только с воздействием байрона было бы опрометчиво. для понимания творческого развития пушкина в суждение о будто бы полном господстве романтизма в южный период нужно внести существенные коррективы. на юге пушкин испытал не только влияние байрона, но пережил глубокий интерес к французскому поэту-классику андре шенье, со стихотворениями которого, только что вышедшими (1819), он познакомился перед отъездом на юг. том стихотворений андре шенье стал любимым чтением пушкина в южный период. шенье с его пластикой, сдержанностью, гармонией явился для пушкина прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности. к этому нужно добавить, что в пушкине не угасли ни наследие парни и просвещенного xviii в., ни вольтеровский скептицизм: именно на юге, следуя этим традициям, он написал шутливую, сладострастную и богохульную, но вовсе не антирелигиозную поэму «гавриилиада» (1821).
Сочинение-рассуждение все мы знакомы с таким понятием, как сила. сила может быть , она определяет уровень подготовки каждого из нас. но кроме силы , существуют другие понятия, как сила характера, сила духа, сила воли и прочие. сила - с этим маленьким словом связанное множество добродетелей и пороков, ошибок и истин, радости и бед. с одной стороны, сила порождает почет, власть, ощущение собственного достоинства. но, с другой - власть, которая опирается на грубую силу, люди ненавидят, почет тех, что окружают легко переходит в лесть или зависть, ощущение собственного достоинства оборачивается себялюбием и чванливостью. вспомните, как захватывали нас герои сказок илья муромец, человек-гора, богатыри. кроме необыкновенной силы они владели и необыкновенной добротой. без колебаний силачи вставали на защиту родного города, отстаивали покой и счастье людей, боролись во имя добра. силы стихии лишены человеческого смысла, они бесчеловечные. но человек на то и имеет ум, чтобы очеловечить свою силу, одухотворить ее идеей добра, справедливости, великодушия. великодушие часто путают со снисходительностью. но смысл этих слов не одинаковый. я снисходительный. значит, я опустился на уровень другого человека, который выделил в разряд «низших» в сравнении со мной, зависимых от меня, ущербных. я сильный, большой, и я демонстрирую свою милость. я великодушный. значит, я заботливо поднимаю человека на свой уровень, стараюсь взглянуть на мир его глазами, так как я уважаю его. я делюсь с ним тем, что у меня есть, и делаю это тайно от всех, ненавязчиво и незаметно. снисходительность - единичное, одномоментное действие: высокомерно , получить за предоставленное заступничество и здесь же вычеркнуть из памяти этот человека. великодушие - это свойство человека, оно или есть, или его нет. вы, наверное, ощущали на себе и снисходительность, и великодушие. снисходительность, проявленная к человеку, часто унижает его. великодушие прославляет. сумеем ли мы откликнуться душой? откликнемся - и сами как бы чище станем. вот и значит, что жизненная наша сила в нас самих, а все, что вокруг - это всего лишь картинки с улицы. ведь каждый инструмент по-своему звучит, и у человека в душе есть такие струны, которым всегда надо разрешать звучать. мы люди, а значит, умеем сочувствовать, откликаться. давайте будем великодушными! великодушие одухотворяет силу, делает ее доброй, человечной, привлекательной. сила без великодушия безобразна. помните, профессор мориарти у конана дойля не вызывает симпатии, так как сила его, пронизана ненавистью, направленная на зло, которое оборачивается в результате против самого мориарти. сила и великодушие тесно связаны между собой. в затруднительную минуту, в экстремальной ситуации люди тянуться к сильному для поддержки, надеясь найти в нем защиту. но сильный от этого ничего не теряет, ведь великодушие делает человека еще более сильным.