«Отчего же и не распечь, коли нужно нашего брата распечь. Ну да положим и так, например, для тона распечь – ну и для тона можно; нужно приучать; нужно острастку давать; А так как разные чины бывают и каждый чин требует совершенно соответственной по чину распеканции, то естественно, что после этого и тон распеканции выходит разночинный, – это в порядке вещей! Да ведь на том и свет стоит, маточка, что все мы один перед другим тону задаем, что всяк из нас один другого распекает. Без этой предосторожности и свет бы не стоял и порядка бы не было».
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.
«Отчего же и не распечь, коли нужно нашего брата распечь. Ну да положим и так, например, для тона распечь – ну и для тона можно; нужно приучать; нужно острастку давать; А так как разные чины бывают и каждый чин требует совершенно соответственной по чину распеканции, то естественно, что после этого и тон распеканции выходит разночинный, – это в порядке вещей! Да ведь на том и свет стоит, маточка, что все мы один перед другим тону задаем, что всяк из нас один другого распекает. Без этой предосторожности и свет бы не стоял и порядка бы не было».
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.