Н. В. Гоголь обладал удивительным талантом подмечать типичные черты характеров и изображать их в своих произведениях настолько живо, что и по сей день, читая книги писателя, мы находим в себе или в окружающих людях сходство с гоголевскими героями.
Сила литературного обобщения оказалась так велика, что от фамилий некоторых персонажей образовались нарицательные существительные, обозначающие определенный тип поведения. Так, например, герой комедии «Ревизор», Хлестаков, дал имя явлению «хлестаковщины».
В чем же проявляется «хлестаковщина»? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем сцену из «Ревизора», в которой ярко раскрывается характер Хлестакова. Чиновники уездного города по ошибке принимают мелкого регистратора за ревизора, тайно приехавшего из Петербурга. «Отцы города» испуганы тем, что откроются все их многочисленные пороки. От страха они готовы поверить любой ерунде. Чиновники не принимают всерьез честного объяснения Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню, а в городе задержался из-за отсутствия денег. Городничий, который сам тридцать лет «мошенников над мошенниками обманывал», не может поверить простодушному признанию Хлестакова. Городничий вообразить не может, до какой степени прост и легкомыслен Хлестаков. По предварительным замечаниям автора для актеров, Хлестаков «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», он «говорит и действует без всякого соображения». Впрочем, глуповатость и легкомыслие не мешают Хлестакову «срывать цветы удовольствия», абсолютно не задумываясь заранее о последствиях.
В Петербурге он проматывал отцовские деньги, по пути домой проиграл все в карты, поэтому с легкостью берет «взаймы» у городничего, не собираясь когда-нибудь возвращать долг. Городничий же уверен, что ему удалось ловко дать взятку ревизору. Простодушие, с которым Хлестаков соглашается осмотреть город, отобедать, переехать в дом городничего, «отец города» принимает за благосклонность важного чиновника. Подвыпивший Хлестаков начинает все больше завираться и хвастаться. Видя, что все вокруг поддакивают ему, Хлестаков дает волю фантазии. Причем он вовсе не собирается обманывать чиновников и жену городничего с какой-то корыстной целью, а врет по вдохновению, сам начиная верить в свою значительность.
«Рисуясь» перед Анной Андреевной, Хлестаков вначале довольно скромно преувеличивает свое положение в обществе: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге». Хлестаков проговаривается: нетрудно догадаться, что он-то как раз занимался переписыванием.
Фантазер и сам чувствует это, добавляя: «А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать».
Уже такого преувеличения достаточно, чтобы чиновники испугались садиться в присутствии Хлестакова, а он несется в своих фантазиях дальше: его как-то приняли за главнокомандующего. Наверное, Хлестаков смутно чувствовал, что его и сейчас приняли за кого-то другого.
Мысль вруна перескакивает на литературу, и он хладнокровно сообщает о дружбе с «братом Пушкиным». Вспомним, что именно Пушкин подсказал Гоголю сюжет «Ревизора». То-то Александр Сергеевич, наверное, смеялся в этом месте! Но Хлестакову мало дружбы с Пушкиным, он быстро присваивает себе чужие сочинения, не смущаясь наличием у них известных авторов. «Дом Ивана Александровича», оказывается, «первый в Петербурге », а на балы собирается высшее общество: «министры иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий...» С угощением Хлестаков, утром еще голодавший в гостинице, тоже не оплошал: и арбуз у него «в семьсот рублей», и суп «приехал из Парижа».
Отношения Маши и Петра Андреевича Гринева складываются совсем по-другому. Петр Андреевич предпочитает делать выводы о людях самостоятельно, поэтому ложь Швабрина, который пытался обрисовать Машу как бесчестную, глупую девушку, скоро была обнаружена. Тонкая душевная организация Гринева и возникшая симпатия позволила выйти отношениям между молодыми людьми на новый уровень и довольно быстро перерасти в настоящую взаимную любовь.
После дуэли молодые люди признаются друг другу в чувствах, Гринев делает Маше предложение. Однако разгоряченный доносом Швабрина, отец Петра Андреевича, отвергает возможность такого брака.
Гринев был очень огорчен таким решением отца. Маша же, спустя некоторое время, смирилась с таким положением вещей, решив, что не судьба было им с Гриневым стать мужем и женой.
Впрочем, чувства девушки по отношению к молодому офицеру не угасли. После смерти родителей Петр Андреевич становится самым близким и дорогим человеком в жизни Маши. Гринев, рискуя своей жизнью Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин не пренебрегает возможностью усложнить жизнь своему неприятелю – он клевещет на Гринева и в результате Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. Впрочем, от решения суда его самоотверженная Маша, которая готова совершить даже самые немыслимые поступки ради своего любимого – она отправляется к императрице, в надежде на справедливость.
Таким образом, Машу Миронову можно отождествить с классическим вариантом идеальной русской женщины – скромная, добрая, готова на подвиг и самопожертвование, но Маша Миронова не обладает никакими необычными, уникальными качествами – ее бесхарактерность и бесцветность не позволяют ей стать сильной личностью, такой как, например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».
Н. В. Гоголь обладал удивительным талантом подмечать типичные черты характеров и изображать их в своих произведениях настолько живо, что и по сей день, читая книги писателя, мы находим в себе или в окружающих людях сходство с гоголевскими героями.
Сила литературного обобщения оказалась так велика, что от фамилий некоторых персонажей образовались нарицательные существительные, обозначающие определенный тип поведения. Так, например, герой комедии «Ревизор», Хлестаков, дал имя явлению «хлестаковщины».
В чем же проявляется «хлестаковщина»? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем сцену из «Ревизора», в которой ярко раскрывается характер Хлестакова. Чиновники уездного города по ошибке принимают мелкого регистратора за ревизора, тайно приехавшего из Петербурга. «Отцы города» испуганы тем, что откроются все их многочисленные пороки. От страха они готовы поверить любой ерунде. Чиновники не принимают всерьез честного объяснения Хлестакова о том, что он едет к отцу в деревню, а в городе задержался из-за отсутствия денег. Городничий, который сам тридцать лет «мошенников над мошенниками обманывал», не может поверить простодушному признанию Хлестакова. Городничий вообразить не может, до какой степени прост и легкомыслен Хлестаков. По предварительным замечаниям автора для актеров, Хлестаков «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», он «говорит и действует без всякого соображения». Впрочем, глуповатость и легкомыслие не мешают Хлестакову «срывать цветы удовольствия», абсолютно не задумываясь заранее о последствиях.
В Петербурге он проматывал отцовские деньги, по пути домой проиграл все в карты, поэтому с легкостью берет «взаймы» у городничего, не собираясь когда-нибудь возвращать долг. Городничий же уверен, что ему удалось ловко дать взятку ревизору. Простодушие, с которым Хлестаков соглашается осмотреть город, отобедать, переехать в дом городничего, «отец города» принимает за благосклонность важного чиновника. Подвыпивший Хлестаков начинает все больше завираться и хвастаться. Видя, что все вокруг поддакивают ему, Хлестаков дает волю фантазии. Причем он вовсе не собирается обманывать чиновников и жену городничего с какой-то корыстной целью, а врет по вдохновению, сам начиная верить в свою значительность.
«Рисуясь» перед Анной Андреевной, Хлестаков вначале довольно скромно преувеличивает свое положение в обществе: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге». Хлестаков проговаривается: нетрудно догадаться, что он-то как раз занимался переписыванием.
Фантазер и сам чувствует это, добавляя: «А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать».
Уже такого преувеличения достаточно, чтобы чиновники испугались садиться в присутствии Хлестакова, а он несется в своих фантазиях дальше: его как-то приняли за главнокомандующего. Наверное, Хлестаков смутно чувствовал, что его и сейчас приняли за кого-то другого.
Мысль вруна перескакивает на литературу, и он хладнокровно сообщает о дружбе с «братом Пушкиным». Вспомним, что именно Пушкин подсказал Гоголю сюжет «Ревизора». То-то Александр Сергеевич, наверное, смеялся в этом месте! Но Хлестакову мало дружбы с Пушкиным, он быстро присваивает себе чужие сочинения, не смущаясь наличием у них известных авторов. «Дом Ивана Александровича», оказывается, «первый в Петербурге », а на балы собирается высшее общество: «министры иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий...» С угощением Хлестаков, утром еще голодавший в гостинице, тоже не оплошал: и арбуз у него «в семьсот рублей», и суп «приехал из Парижа».
Объяснение:
После дуэли молодые люди признаются друг другу в чувствах, Гринев делает Маше предложение. Однако разгоряченный доносом Швабрина, отец Петра Андреевича, отвергает возможность такого брака.
Гринев был очень огорчен таким решением отца. Маша же, спустя некоторое время, смирилась с таким положением вещей, решив, что не судьба было им с Гриневым стать мужем и женой.
Впрочем, чувства девушки по отношению к молодому офицеру не угасли. После смерти родителей Петр Андреевич становится самым близким и дорогим человеком в жизни Маши. Гринев, рискуя своей жизнью Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин не пренебрегает возможностью усложнить жизнь своему неприятелю – он клевещет на Гринева и в результате Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. Впрочем, от решения суда его самоотверженная Маша, которая готова совершить даже самые немыслимые поступки ради своего любимого – она отправляется к императрице, в надежде на справедливость.
Таким образом, Машу Миронову можно отождествить с классическим вариантом идеальной русской женщины – скромная, добрая, готова на подвиг и самопожертвование, но Маша Миронова не обладает никакими необычными, уникальными качествами – ее бесхарактерность и бесцветность не позволяют ей стать сильной личностью, такой как, например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».