Поэма имеет кольцевую "композицию.Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "Мертвых душах" перенесена в ее конец. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к "приобретению". Центральное место в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев. Макрокомпозиция поэмы "Мертвые души", то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю бессмертной "Божественной комедией" Данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. Этот замысел остался неосуществлённым. Ведь написав первый том, Гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.
Александр Блок — Летний вечер
Эпитеты: сжатой ржи; красный диск луны, луговые дали.
Метафоры: лучи заката \ Лежат на поле сжатой ржи;
Олицетворение: Дремотой розовой объята \ Трава некошеной межи; замирает песня жницы \ Среди вечерней тишины.
Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали
Эпитеты: неприглядная дорога, чахленькую местность, лихая слава.
Олицетворение: опять вдруг зарыдали \ Разливные бубенцы.
Метафоры: Свет луны во все концы; березке каждой \ Ножку рад поцеловать; Юность русских деревень.
Антитеза: Неприглядная дорога, \ Да любимая навек.