Автор: Николай Семёнович Лесков Название: Левша. Жанр: Сказ. Основные герои: Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник; Платов-атаман Войска Донского, генерал от кавалерии; Александр I- российский император (1801-1825) Николай I- российский император (1825-1855) Полшнипер-моряк с английского судна; Чернышёв-граф, военный министр (1832-1852) Мартын-Сольский (Сольский)- доктор медицины, тайный советник; Кисельвроде (Нессельроде) - граф, государственный канцлер (1844-1862) Сюжет: В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году[3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Цитаты: ...Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.
...но как левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась, то он, не евши, этим одним себя поддерживал и на всю Европу русские песни пел, только припев делал по-иностранному: «Ай люли — се тре жули».
19 век стал весьма богатым на различные произведения отечественной литературы. Причем, писатели и поэты тех времен поднимали ряд проблем, волновавших тогдашнее русское общество. Какие именно проблемы поднимались наиболее часто? Давайте разберемся вместе.
Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература в то неспокойное время?
Полтора века назад российский регион вряд ли можно было бы назвать спокойным. На самом деле именно тогда русский народ начал сражаться за свою свободу, сначала от царской воли, определявшей вопросы жизни и смерти, а потом и от эксплуатации со стороны крупных капиталистов, пришедших в страну.
Когда освобождение от самого настоящего рабства, коим было крепостное право, не принесло людям удовлетворения, так как повсеместная эксплуатация человека продолжилась. Это, в свою очередь, привело к тому, что народное негодование привело к расцвету в стране коммунистических идей, давших свои плоды через несколько десятилетий.
Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем, сказав лишь то, что события, имевшие место тогда, так или иначе отразились и на сегодняшней действительности. Они стали предпосылками тому, что Россия сейчас является такой, какой мы ее видим, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
Теперь вы можете представить себе, какого было наблюдать все эти эпохальные события современникам, которые могли не только констатировать факты происходящих в стране изменений, но и делать выводы о том, как это будет сказываться на России в будущем. Интеллектуалы, вроде писателей и поэтов в те далекие времени сильно переживали происходящее. И именно эта стрессовая ситуация в общества в свое время и могла стать тем катализатором, который позволил выйти в свет действительно уникальным по своей силе и значению произведениям литературы.
Название: Левша.
Жанр: Сказ.
Основные герои: Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник; Платов-атаман Войска Донского, генерал от кавалерии;
Александр I- российский император (1801-1825)
Николай I- российский император (1825-1855)
Полшнипер-моряк с английского судна;
Чернышёв-граф, военный министр (1832-1852)
Мартын-Сольский (Сольский)- доктор медицины, тайный советник;
Кисельвроде (Нессельроде) - граф, государственный канцлер (1844-1862)
Сюжет: В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.
События повести начинаются приблизительно в 1815 году[3]. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов,[4] который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.
Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.
Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.
Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Цитаты: ...Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд.
...но как левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась, то он, не евши, этим одним себя поддерживал и на всю Европу русские песни пел, только припев делал по-иностранному: «Ай люли — се тре жули».
Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература в то неспокойное время?
Полтора века назад российский регион вряд ли можно было бы назвать спокойным. На самом деле именно тогда русский народ начал сражаться за свою свободу, сначала от царской воли, определявшей вопросы жизни и смерти, а потом и от эксплуатации со стороны крупных капиталистов, пришедших в страну.
Когда освобождение от самого настоящего рабства, коим было крепостное право, не принесло людям удовлетворения, так как повсеместная эксплуатация человека продолжилась. Это, в свою очередь, привело к тому, что народное негодование привело к расцвету в стране коммунистических идей, давших свои плоды через несколько десятилетий.
Хорошо это или плохо, мы рассуждать не будем, сказав лишь то, что события, имевшие место тогда, так или иначе отразились и на сегодняшней действительности. Они стали предпосылками тому, что Россия сейчас является такой, какой мы ее видим, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
Теперь вы можете представить себе, какого было наблюдать все эти эпохальные события современникам, которые могли не только констатировать факты происходящих в стране изменений, но и делать выводы о том, как это будет сказываться на России в будущем. Интеллектуалы, вроде писателей и поэтов в те далекие времени сильно переживали происходящее. И именно эта стрессовая ситуация в общества в свое время и могла стать тем катализатором, который позволил выйти в свет действительно уникальным по своей силе и значению произведениям литературы.