Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович Салтыков‑Щедрин.
Само слово «сатира» означает «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления реальной действительности». Для того чтобы в литературе страны возникло направление сатиры, необходим определенный уровень зрелости в осмыслении происходящих событий. Кроме того, писателю надо иметь твердые идеалы и колоссальный запас жизнелюбия и патриотизма.
Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков‑Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царящей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действительности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.
Среди наиболее известных произведений Салтыкова‑Щедрина особо следует отметить «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки. В его творчестве особую роль играет язык Эзопа – иносказательный язык. Его манера письма поражает своей необычностью. Кроме эзопова языка, сюда входит сочетание фантастического и реального, бытового и сказочного. Именно это и создает в конечном итоге салтыковский гротеск.
Три книги отражают разную сатирическую направленность писателя. Так, например, «История одного города» обличает политическое несовершенство России, неграмотность ее государственных деятелей и покорность, неразумность самого народа. «Господа Головлевы» стал романом «общественным», где автор показывает духовное падение героев, происходящее на фоне материального благополучия. Здесь не просто видна порочность общественного строя, а сам дух людей нуждается в серьезном переосмыслении. Мне кажется, что этот роман намного страшнее, чем «История одного города», потому что отношения между самыми близкими людьми оказываются как бы гнилыми, с каким‑то подвохом, корыстью. Так, Иудушка, самый любимый сын, в конечном итоге с легкостью предает свою мать. Писатель постепенно начинает подходить к осознанию того, что все пороки происходят из глубины человеческой натуры. Автор хочет показать, что внешние обстоятельства лишь своеобразный катализатор для человека. При благоприятных условиях злоба, порок расцветают.
« Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. В этом произведении Ф.М. Достоевский показывает нам внутренний мир главного героя, его среду, в которой тот находится и исследует ее взаимодействие.
Главный герой романа Родион Раскольников совершает преступление о котором вскоре сожалеет. Идея этого преступления зарождается у него в тот момент, когда он задумывается о значении человека в жизни. После этих долгих раздумий он поделил людей на две категории: первая категория –это люди, которые « имеют право», а вторая категория-это люди « мелочи». Себя он отнес к высшей категории, и во всем романе пытается доказать это.
В ходе всего произведения Достоевский изображает борьбу Раскольникова с самим собой. Раскольников же в свою очередь долго не решается на это ужасное преступление, хотя план этого убийства уже давно был заложен в его голове. И все-таки совершив его, он мучается, терзает себя, возненавидит себя и окружающих. В нем исчезает чувство любви, вины, раскаяния. Днем за днем он думал как бы скрыться, в его мозгу все перемешалось, иногда он говорил: « Я не человека убил, я принцип убил». Тем самым мы видим, что Раскольников умирает от душевных мук. И его может только любовь.
И это любовь - Соня. Дочь бывшего чиновника, пьяницы - Мармеладова, с которым Раскольников познакомился в трактире. И он не жалел об этом. Ведь при знакомстве с Соней в его душе стало спокойнее. Он видел в ней те самые качества , которые ему казалось, должны быть в женщине. На какое-то время ему показалось, что он влюбился. И это действительно было так.
Для Раскольникова эти минуты жизни были самыми счастливыми, ведь как же прекрасно жить и любить, когда наступают тяжелые дни в твоей жизни. Но и здесь возникает недоразумение. Раскольников признается Соне о том, что это он убил ростовщицу Алены Ивановну. Он просто не мог не сказать, так как он не мог обманывать Соню. Тем самым она убеждает Раскольникова направиться к следователю Порифирию Петровичу, у которого уже были подозрения насчет Раскольникова, и признаться в совершенном преступлении.
Конечно Соня знала, что после чистосердечного признания Раскольникова, его увезут на каторгу, но она больше не могла видеть его мучений, к тому это было правильным решением. Но , не смотря на то, что он не был рядом с ней, она любила и ждала его.
Прочитав этот роман я задал себе вопрос : «А как бы я поступила на месте Раскольникова ?» Хватило бы у меня смелости сознаться во всем. И, исходя из теории Раскольникова я с уверенностью отношу его к высшей категории. Ведь пойти на такой поступок, может только человек, обладающий огромной храбростью и смелостью.
Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович Салтыков‑Щедрин.
Само слово «сатира» означает «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления реальной действительности». Для того чтобы в литературе страны возникло направление сатиры, необходим определенный уровень зрелости в осмыслении происходящих событий. Кроме того, писателю надо иметь твердые идеалы и колоссальный запас жизнелюбия и патриотизма.
Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков‑Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царящей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действительности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.
Среди наиболее известных произведений Салтыкова‑Щедрина особо следует отметить «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки. В его творчестве особую роль играет язык Эзопа – иносказательный язык. Его манера письма поражает своей необычностью. Кроме эзопова языка, сюда входит сочетание фантастического и реального, бытового и сказочного. Именно это и создает в конечном итоге салтыковский гротеск.
Три книги отражают разную сатирическую направленность писателя. Так, например, «История одного города» обличает политическое несовершенство России, неграмотность ее государственных деятелей и покорность, неразумность самого народа. «Господа Головлевы» стал романом «общественным», где автор показывает духовное падение героев, происходящее на фоне материального благополучия. Здесь не просто видна порочность общественного строя, а сам дух людей нуждается в серьезном переосмыслении. Мне кажется, что этот роман намного страшнее, чем «История одного города», потому что отношения между самыми близкими людьми оказываются как бы гнилыми, с каким‑то подвохом, корыстью. Так, Иудушка, самый любимый сын, в конечном итоге с легкостью предает свою мать. Писатель постепенно начинает подходить к осознанию того, что все пороки происходят из глубины человеческой натуры. Автор хочет показать, что внешние обстоятельства лишь своеобразный катализатор для человека. При благоприятных условиях злоба, порок расцветают.
« Преступление и наказание» - психологический и социальный роман. В этом произведении Ф.М. Достоевский показывает нам внутренний мир главного героя, его среду, в которой тот находится и исследует ее взаимодействие.
Главный герой романа Родион Раскольников совершает преступление о котором вскоре сожалеет. Идея этого преступления зарождается у него в тот момент, когда он задумывается о значении человека в жизни. После этих долгих раздумий он поделил людей на две категории: первая категория –это люди, которые « имеют право», а вторая категория-это люди « мелочи». Себя он отнес к высшей категории, и во всем романе пытается доказать это.
В ходе всего произведения Достоевский изображает борьбу Раскольникова с самим собой. Раскольников же в свою очередь долго не решается на это ужасное преступление, хотя план этого убийства уже давно был заложен в его голове. И все-таки совершив его, он мучается, терзает себя, возненавидит себя и окружающих. В нем исчезает чувство любви, вины, раскаяния. Днем за днем он думал как бы скрыться, в его мозгу все перемешалось, иногда он говорил: « Я не человека убил, я принцип убил». Тем самым мы видим, что Раскольников умирает от душевных мук. И его может только любовь.
И это любовь - Соня. Дочь бывшего чиновника, пьяницы - Мармеладова, с которым Раскольников познакомился в трактире. И он не жалел об этом. Ведь при знакомстве с Соней в его душе стало спокойнее. Он видел в ней те самые качества , которые ему казалось, должны быть в женщине. На какое-то время ему показалось, что он влюбился. И это действительно было так.
Для Раскольникова эти минуты жизни были самыми счастливыми, ведь как же прекрасно жить и любить, когда наступают тяжелые дни в твоей жизни. Но и здесь возникает недоразумение. Раскольников признается Соне о том, что это он убил ростовщицу Алены Ивановну. Он просто не мог не сказать, так как он не мог обманывать Соню. Тем самым она убеждает Раскольникова направиться к следователю Порифирию Петровичу, у которого уже были подозрения насчет Раскольникова, и признаться в совершенном преступлении.
Конечно Соня знала, что после чистосердечного признания Раскольникова, его увезут на каторгу, но она больше не могла видеть его мучений, к тому это было правильным решением. Но , не смотря на то, что он не был рядом с ней, она любила и ждала его.
Прочитав этот роман я задал себе вопрос : «А как бы я поступила на месте Раскольникова ?» Хватило бы у меня смелости сознаться во всем. И, исходя из теории Раскольникова я с уверенностью отношу его к высшей категории. Ведь пойти на такой поступок, может только человек, обладающий огромной храбростью и смелостью.