Не стеснялся Владимир Маяковский высмеивать и Бога. Он смеялся ему в лицо, готов был выйти с ним на войну. В его ранних произведениях часто упоминается имя Божье. Это полноценный грех, нарушение Третьей заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Поэт не просто упоминал Имя Господне, он топтал его, скалился, открыто показывал свою ненависть и разочарование. Он даже называл себя «тринадцатым апостолом». Концовка его поэмы «Облако в штанах» явно показывает отношение к Богу.
Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный ножик. Крылатые прохвосты! Жмитесь в раю! Ерошьте пёрышки в испуганной тряске! Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда до Аляски!
Одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночества придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Лермонтов часто использует и прием противопоставления. В стихотворении «Тучи», написанном перед отъездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которому его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лермонтова — «Парус». Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка. Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на родине; одинок в своем несогласии с системой. Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова. С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправедливого государственного устройства николаевской России. Так, например, в стихотворении «Жалобы турка» поэт, проводя параллели между жестким турецким деспотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует: Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна! Но наиболее открыто и дерзко звучит социальный протест в стихотворении 1841 года «Прощай, немытая Россия». Лермонтов безжалостно обличает «пашей» (снова параллель с турецким деспотизмом), клеймит позором тех, кто этот позор заслужил. Однако нужно признать, что в этих строках слышится не только оскорбительная ирония, но и глубочайшая скорбь. Поэту небезразлична судьба «страны рабов, страны господ», которая так несправедлива и неблагосклонна к нему. Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к устройству общества, он не может не любить родину. Эту «странную любовь» он выразил в стихотворении «Родина», создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину. Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привлекают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит живой отклик в его сердце. Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления. Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к «славе, купленной кровью», в стихотворении «Бородино» все же явно чувствуется гордость автора за славное своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излишнего пафоса, ханжества и ура-патриотизма. Тема родины в творчестве Лермонтова тесно переплетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт неоднократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема поэзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и борцом за справедливость и свободу. В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжалу, висящему на стене. Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ. Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать голосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе пророка. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить. В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Не такая ли участь уготована каждому, кто решится заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произведений — стихотворением «Смерть Поэта», в котором напрямую обвиняет «Свободы, Гения и Славы палачей» в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов: И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! Лермонтов в литературе — личность. В своих стихах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь навлечь на себя гнев властей. Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пылкое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представляется возвышенн
Я думал – ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крылатые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!