Запам'ятались Олесеві очі: «чорні, глибокі, як вода в затінку, дивляться широко, немов одразу хочуть збагнути увесь світ». Так, хлопчик допитливий, цікавиться всіма дрібничками, що трапляються йому на шляху до школи. «Йому подобається робити перші протопти в заметах, знімати снігові очіпки з кілків у тинах». Олесь сприймає природу як живу істоту; зрозумівши, що сосна помирає, він хоче їй до хоч би нагребти сніжку на її оголене коріння. Жаль йому і льоду, який ламають хлопці, і пліточки, яка опинилася в зубах у щуки.
Не удивляйтесь, что это так: от молодых она скрыта потому, что они, воспринимая ее мечтательным сердцем, не ведают особого духовного ключа, указывающего на иносказательное значение книги; а от старых потому, что, читая сердцем умудренным и усталым, они только лишь отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам своей далекой юности.
Но вас, присмотритесь к этой книге: она наполнена особыми символами, указывающими на тайны духовной жизни, и ключ к пониманию этой сказки можно найти на страницах Евангелия. Позвольте, скажете вы, откуда в «Алых Парусах» духовные символы? Быть может, все ее иносказательные образы — лишь совпадения? Да и писал ли на самом деле Грин такую особую книгу о вере, значение которой во всей полноте могут понимать только христиане? Отвечу вам, что такой цели он, возможно, перед собой не ставил. Но я нисколько не пытаюсь вас мистифицировать. Ведь книга предназначена прежде всего читателям, живущим в России; а все лучшее, что есть в великой русской литературе, изначально в высшей степени духовной по своей природе, говорит нам о Боге и о душе. И что касается книги «Алые Паруса», то поверьте, о Боге и о душе она рассказывает не меньше, но даже больше, чем многие другие. Услышав об этом, многие читатели возразят: «Вовсе нет! Эта книга о мечте, о счастье и о любви! А о Боге в ней нет ни слова!» Но наберитесь терпения и задумайтесь! Ведь если книга говорит о любви, то она говорит и о Боге, поскольку сказано: «…кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин 4:8). И, будучи русским писателем, Александр Грин не мог не писать о главных духовных и нравственных добродетелях: Вере, Надежде и Любви, именами которых нарекла своих дочерей премудрая София
Но вас, присмотритесь к этой книге: она наполнена особыми символами, указывающими на тайны духовной жизни, и ключ к пониманию этой сказки можно найти на страницах Евангелия. Позвольте, скажете вы, откуда в «Алых Парусах» духовные символы? Быть может, все ее иносказательные образы — лишь совпадения? Да и писал ли на самом деле Грин такую особую книгу о вере, значение которой во всей полноте могут понимать только христиане? Отвечу вам, что такой цели он, возможно, перед собой не ставил. Но я нисколько не пытаюсь вас мистифицировать. Ведь книга предназначена прежде всего читателям, живущим в России; а все лучшее, что есть в великой русской литературе, изначально в высшей степени духовной по своей природе, говорит нам о Боге и о душе. И что касается книги «Алые Паруса», то поверьте, о Боге и о душе она рассказывает не меньше, но даже больше, чем многие другие. Услышав об этом, многие читатели возразят: «Вовсе нет! Эта книга о мечте, о счастье и о любви! А о Боге в ней нет ни слова!» Но наберитесь терпения и задумайтесь! Ведь если книга говорит о любви, то она говорит и о Боге, поскольку сказано: «…кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин 4:8). И, будучи русским писателем, Александр Грин не мог не писать о главных духовных и нравственных добродетелях: Вере, Надежде и Любви, именами которых нарекла своих дочерей премудрая София