в хлебниковском списке середины xvi века автором летописи указан монах нестор, известный агиограф на рубеже xi—xii веков, монах киево-печерского монастыря. хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи xviii—xix веков считали нестора первым летописцем, а «повесть временных лет» — первой летописью[9]. изучение летописания лингвистом а. а. шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «повести временных лет», а сама «повесть временных лет» не является единым произведением[9]. в настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «повесть временных лет» не сохранилась[9]. её старшими и основными списками являются лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «повести временных лет», и ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «повести временных лет»[9]. при этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «повесть временных лет». некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «повести временных лет» лично побывал в ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на руси[10], которое содержится в статье «повести…» за 1114 год: «пришедшю ми в ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи[11] и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь»[12].
наиболее подробно проблемы источников и структуры пвл были разработаны в начале xx века в трудах академика а. а. шахматова. представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
вторая редакция читается в составе лаврентьевской летописи[13] от 1377 года и других списках[14]. третья редакция содержится в составе ипатьевской летописи, где старейшие списки — ипатьевский (xv век) и хлебниковский (xvi век)[15]. в одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное произведение, «поучение владимира мономаха», датируемое 1117 годом.
по гипотезе шахматова, поддержанной д. с. лихачёвым и я. с. лурье, первый летописный свод, названный «древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в киеве, основанной в 1037 году. источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах никон, один из создателей киевского печерского монастыря. затем в 1093 игуменом киево-печерского монастыря иоанном был создан «начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «хронограф по великому изложению», «житие антония» и др. начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части новгородской первой летописи младшего извода. нестор переработал начальный свод, расширил основу и привёл в рамки традиционной христианской . он дополнил летопись текстами договоров руси с византией и ввёл дополнительные предания, сохранённые в устной традиции.
по версии шахматова, первую редакцию повести временных лет нестор написал в киево-печерском монастыре в 1110—1112 годах. вторая редакция была создана игуменом сильвестром в киевском выдубицком михайловском монастыре в 1116. по сравнению с версией нестора была переработана заключительная часть. в 1118 составляется третья редакция повести временных лет по поручению новгородского князя мстислава владимировича.
комедия грибоедова «горе от ума» - произведение . оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую эпоху. именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав языка. несмотря на немалое наследие, грибоедов вошел в в качестве автора одного произведения.
его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «горем от ума». это даже дало повод для сомнений в том, что именно грибоедов написал великую комедию. однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
главный герой произведения – а. а. чацкий. это умный и честный молодой человек, который возвращается в москву после долгого отсутствия. он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. п. а. фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
его секретарь, а. с. молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
главный женский персонаж – софья павловна, дочь фамусова. в юности она была близко знакома с чацким и разделяла его взгляды на жизнь. постепенно софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. прежние идеалы давно забыты. девушка старается занять прочное общественное положение.
парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума? ) объясняется на примере чацкого. все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. в высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. в свете царят рабская покорность и чинопочитание.
такие люди, как чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. безусловно умный чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. это вынуждает чацкого в спешке покинуть москву. он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
проблема «горя от ума» актуальна и в наше время. любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися и традициями. человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.
ответ:
в хлебниковском списке середины xvi века автором летописи указан монах нестор, известный агиограф на рубеже xi—xii веков, монах киево-печерского монастыря. хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи xviii—xix веков считали нестора первым летописцем, а «повесть временных лет» — первой летописью[9]. изучение летописания лингвистом а. а. шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «повести временных лет», а сама «повесть временных лет» не является единым произведением[9]. в настоящее время признаётся, что как отдельный самостоятельный памятник «повесть временных лет» не сохранилась[9]. её старшими и основными списками являются лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «повести временных лет», и ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция «повести временных лет»[9]. при этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается «повесть временных лет». некоторыми исследователями считается, что один из редакторов «повести временных лет» лично побывал в ладоге — им дано самое древнее описание археологических находок на руси[10], которое содержится в статье «повести…» за 1114 год: «пришедшю ми в ладогу, поведаша ми ладожане, яко сде есть, егда будеть туча велика, и находять дети наши глазкы стекляныи[11] и малыи, и великыи, провертаны, а другыя подле волхов беруть, еже выполоскываеть вода, от них же взях боле ста; суть же различь»[12].
наиболее подробно проблемы источников и структуры пвл были разработаны в начале xx века в трудах академика а. а. шахматова. представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.
вторая редакция читается в составе лаврентьевской летописи[13] от 1377 года и других списках[14]. третья редакция содержится в составе ипатьевской летописи, где старейшие списки — ипатьевский (xv век) и хлебниковский (xvi век)[15]. в одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное произведение, «поучение владимира мономаха», датируемое 1117 годом.
по гипотезе шахматова, поддержанной д. с. лихачёвым и я. с. лурье, первый летописный свод, названный «древнейшим», был составлен при митрополичьей кафедре в киеве, основанной в 1037 году. источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах никон, один из создателей киевского печерского монастыря. затем в 1093 игуменом киево-печерского монастыря иоанном был создан «начальный свод», который использовал новгородские записи и греческие источники: «хронограф по великому изложению», «житие антония» и др. начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части новгородской первой летописи младшего извода. нестор переработал начальный свод, расширил основу и привёл в рамки традиционной христианской . он дополнил летопись текстами договоров руси с византией и ввёл дополнительные предания, сохранённые в устной традиции.
по версии шахматова, первую редакцию повести временных лет нестор написал в киево-печерском монастыре в 1110—1112 годах. вторая редакция была создана игуменом сильвестром в киевском выдубицком михайловском монастыре в 1116. по сравнению с версией нестора была переработана заключительная часть. в 1118 составляется третья редакция повести временных лет по поручению новгородского князя мстислава владимировича.
объяснение:
комедия грибоедова «горе от ума» - произведение . оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую эпоху. именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав языка. несмотря на немалое наследие, грибоедов вошел в в качестве автора одного произведения.
его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «горем от ума». это даже дало повод для сомнений в том, что именно грибоедов написал великую комедию. однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.
главный герой произведения – а. а. чацкий. это умный и честный молодой человек, который возвращается в москву после долгого отсутствия. он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. п. а. фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
его секретарь, а. с. молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
главный женский персонаж – софья павловна, дочь фамусова. в юности она была близко знакома с чацким и разделяла его взгляды на жизнь. постепенно софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. прежние идеалы давно забыты. девушка старается занять прочное общественное положение.
парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума? ) объясняется на примере чацкого. все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. в высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. в свете царят рабская покорность и чинопочитание.
такие люди, как чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. безусловно умный чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. это вынуждает чацкого в спешке покинуть москву. он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
проблема «горя от ума» актуальна и в наше время. любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися и традициями. человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.