1. Сопоставьте два стихотворения. Какие ещё признаки сходства вы в них обнаружили?
Оба стихотворения относятся к пейзажной лирике и посвящены природе. В обоих стихотворениях используется антитеза: в стихотворении Блока противопоставлены ночь и утро, в стихотворении Есенина - зима и весна.
Так же, как ночь у Блока сопровождается ощущением тревоги и страха, так и зима Есенина вызывает тоску и грусть: облака плывут "с тоской глубокою", "метелица", «больно холодна», воробышки «как летки сиротливые прижались у окна», замерзли, «голодные, усталые».
Так же как у Блока наступлению утра все живое радуется, так как «под каждою былинкой жизнь кипит», так и у Есенина все ждет наступления весны, прекрасной и ясной «в улыбках солнца» красавицы.
2. Определите образы стихотворения Есенина
В стихотворении Есенина создан образ зимнего леса, окутанного снегом, метелицы, которая то стелется ковром, то переходит в бешеную вьюгу, и образ воробьев, прижавшихся у окна друг к другу с нетерпением ждущих прихода весны.
3. Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений
Цвет Облаков передан с эпитета "седые", вихри метели «снежные», окно «мерзлое». Все белое покрытое снегом, заиндевевшее от мороза.
Звуки зимнего леса переданы с словосочетания "стозвоном сосняка", колыбельная зимы, которой она баюкает мохнатый лес - это песня метели, ее рев все усиливается, ветер стучит свешенными ставнями окон.
4. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их
Метелица, воробышки, детки, пташки. Одна из самых известных народных песен «Вдоль по улице метелица метет». Слово «детки» можно встретить в народной загадке: «Сам нагой, а рубашка в пазухе: сам бел. а детки красные» А слово «пташка» - в пословице «Счастье - вольная пташка, где захотела, там и села»-и народной примете «Если пташка купается в пыли - жди дождя». Пример употребления слова, «воробышек» видим в колядке: «Воробышек- летит, хвостиком верил..». В любом произведении устного народного творчества можно встретить слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, так что в этом Есенин следует фольклорным традициям.
5. Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях
8. Посмотрите определение ассонанса и аллитерации в конце учебника. Найдите эти выразительные средства в стихотворении.
Ассонанс: поет зимА - АукАет, мохнАтый лес бАЮкАет (звук АУ, которым обычно перекликаются в лесу, с ассонанса отдается, словно эхе в зимнем лесу).
Аллитерация: а вьюга С резом бешеным Стучит по Ставням Свешенным и ЗлитСявСе Сильней (с повторяющегося звука С воссоздается свист ветра, бури).
9. Сочетания каких согласных звуков использует поэт в последних строках стихотворения для создания образа весны?
Для создания образа весны поэт попользует сочетания согласных звуков со звонким Н: и Снится им прекраСНая, в улыбках солнца яСНая красавица веСНа.
10. Выпишите из словаря синонимов все синонимы к слову белый. Почему прилагательное седые наиболее точно характеризует зимние облака?
Белый - бледный, снежный, седой, молочный, белесый, белоснежный, светлый, алебастровый, лилейный. Седые - подходит не только как оттенок белого цвета, удивительно точно подмеченный Есениным, ведь зимой облака нельзя назвать белоснежными, они именно седые, цвета седины с серовато-желтоватым оттенком. Слово «седые» создает особый образ: старые, медлительные, хмурые.
11. Какая метафора используется автором для создания противопоставляемого образа весны?
Для создания противопоставляемого образа весны автором используется метафора «в улыбках солнца».
12. Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения. Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.
Слово придуманное поэтом: это «стозвоном». Его выразительная роль в том, что оно передает несочетаемые понятия, сходные с оксюмороном «звенящее молчание». В зимнем лесу царит такое молчание, что кажется, что все звенит вокруг, звенят деревья, сосны.
13. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Мирок» в 1910 году и имело заглавие «Воробышки». Отражало ли это заглавие тему и основную мысль стихотворения? Почему автор отказался от этого заглавия?
Автор отказался от этого заглавия, потому что оно является слишком узким и демонстрирует только часть темы, ее отдельную сторону. Стихотворение можно было бы назвать «Зима», «Царство зимы», "Картины зимы"
В рассказе В.П. Астафьева " Васюткино озеро" главный герой тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Мальчик заботился о рыбаках. Каждый день он ходил в лес за орехами . Но однажды Васютка заблудился в лесу. Мальчик не растерялся, он начал рассуждать, куда ему идти. И когда Васютке становилось страшно,ему вспоминались слова дедушки и отца :"Тайга, наша кормилица, хлипких не любит." Мальчик держал себя в руках. С знания тайги , внимательности, находчивости, мужества он выбрался из леса. когда Васютка вернулся домой, мальчик рассказал рыбакам про озеро. И потом, когда они приехали туда, кто-то сказал, что это озеро Васюткино. После этого начали называть озеро в честь храброго мальчика- Васютки.
1. Сопоставьте два стихотворения. Какие ещё признаки сходства вы в них обнаружили?
Оба стихотворения относятся к пейзажной лирике и посвящены природе. В обоих стихотворениях используется антитеза: в стихотворении Блока противопоставлены ночь и утро, в стихотворении Есенина - зима и весна.
Так же, как ночь у Блока сопровождается ощущением тревоги и страха, так и зима Есенина вызывает тоску и грусть: облака плывут "с тоской глубокою", "метелица", «больно холодна», воробышки «как летки сиротливые прижались у окна», замерзли, «голодные, усталые».
Так же как у Блока наступлению утра все живое радуется, так как «под каждою былинкой жизнь кипит», так и у Есенина все ждет наступления весны, прекрасной и ясной «в улыбках солнца» красавицы.
2. Определите образы стихотворения Есенина
В стихотворении Есенина создан образ зимнего леса, окутанного снегом, метелицы, которая то стелется ковром, то переходит в бешеную вьюгу, и образ воробьев, прижавшихся у окна друг к другу с нетерпением ждущих прихода весны.
3. Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений
Цвет Облаков передан с эпитета "седые", вихри метели «снежные», окно «мерзлое». Все белое покрытое снегом, заиндевевшее от мороза.
Звуки зимнего леса переданы с словосочетания "стозвоном сосняка", колыбельная зимы, которой она баюкает мохнатый лес - это песня метели, ее рев все усиливается, ветер стучит свешенными ставнями окон.
4. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их
Метелица, воробышки, детки, пташки. Одна из самых известных народных песен «Вдоль по улице метелица метет». Слово «детки» можно встретить в народной загадке: «Сам нагой, а рубашка в пазухе: сам бел. а детки красные» А слово «пташка» - в пословице «Счастье - вольная пташка, где захотела, там и села»-и народной примете «Если пташка купается в пыли - жди дождя». Пример употребления слова, «воробышек» видим в колядке: «Воробышек- летит, хвостиком верил..». В любом произведении устного народного творчества можно встретить слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, так что в этом Есенин следует фольклорным традициям.
5. Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях
1) олицетворение 2) элитет 3) эпитет 4) сравнение 5) олицетворение: 6) олицетворение.
8. Посмотрите определение ассонанса и аллитерации в конце учебника. Найдите эти выразительные средства в стихотворении.
Ассонанс: поет зимА - АукАет, мохнАтый лес бАЮкАет (звук АУ, которым обычно перекликаются в лесу, с ассонанса отдается, словно эхе в зимнем лесу).
Аллитерация: а вьюга С резом бешеным Стучит по Ставням Свешенным и ЗлитСявСе Сильней (с повторяющегося звука С воссоздается свист ветра, бури).
9. Сочетания каких согласных звуков использует поэт в последних строках стихотворения для создания образа весны?
Для создания образа весны поэт попользует сочетания согласных звуков со звонким Н: и Снится им прекраСНая, в улыбках солнца яСНая красавица веСНа.
10. Выпишите из словаря синонимов все синонимы к слову белый. Почему прилагательное седые наиболее точно характеризует зимние облака?
Белый - бледный, снежный, седой, молочный, белесый, белоснежный, светлый, алебастровый, лилейный. Седые - подходит не только как оттенок белого цвета, удивительно точно подмеченный Есениным, ведь зимой облака нельзя назвать белоснежными, они именно седые, цвета седины с серовато-желтоватым оттенком. Слово «седые» создает особый образ: старые, медлительные, хмурые.
11. Какая метафора используется автором для создания противопоставляемого образа весны?
Для создания противопоставляемого образа весны автором используется метафора «в улыбках солнца».
12. Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения. Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.
Слово придуманное поэтом: это «стозвоном». Его выразительная роль в том, что оно передает несочетаемые понятия, сходные с оксюмороном «звенящее молчание». В зимнем лесу царит такое молчание, что кажется, что все звенит вокруг, звенят деревья, сосны.
13. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Мирок» в 1910 году и имело заглавие «Воробышки». Отражало ли это заглавие тему и основную мысль стихотворения? Почему автор отказался от этого заглавия?
Автор отказался от этого заглавия, потому что оно является слишком узким и демонстрирует только часть темы, ее отдельную сторону. Стихотворение можно было бы назвать «Зима», «Царство зимы», "Картины зимы"
Мальчик заботился о рыбаках. Каждый день он ходил в лес за орехами . Но однажды Васютка заблудился в лесу. Мальчик не растерялся, он начал рассуждать, куда ему идти. И когда Васютке становилось страшно,ему вспоминались слова дедушки и отца :"Тайга, наша кормилица, хлипких не любит." Мальчик держал себя в руках. С знания тайги , внимательности, находчивости, мужества он выбрался из леса.
когда Васютка вернулся домой, мальчик рассказал рыбакам про озеро. И потом, когда они приехали туда, кто-то сказал, что это озеро Васюткино. После этого начали называть озеро в честь храброго мальчика- Васютки.