приступая к работе над поэмой "мертвые души", гоголь писал, что ему хочется в этом направлении "показать хотя бы с одного боку всю русь". так писатель определил свою главную и идейный замысел поэмы. для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
поэма имеет кольцевую "композицию. она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: чичиков въезжает в город и выезжает из него.
экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "мертвых душах" перенесена в ее конец. таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. поэма же начинается с развития действия: чичиков начинает свой путь к "приобретению".
несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. высоко оценив идейные и художественные достоинства "мертвых душ", в. г. белинский, к примеру, недоумевал, почему гоголь назвал это произведение поэмой: "этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное".
построение "мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. каждая глава завершена тематически, она имеет свое и свой предмет изображения. кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. и завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. такое построение глав давало возможность гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти xix века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к и моральному упадку.
в противовес авторскому тяготению к логике в "мертвых душах" повсюду бьет в глаза абсурд и алогизм. по принципу алогизма выстроены многие образы поэмы, абсурдны действия и поступки героев. стремление объяснить факты и явления на каждом шагу сталкивается с необьяснимым и неконтролируемым разумом. гоголь показывает свою русь, и эта русь абсурдна. безумие здесь заменяет зтравый смысл и трезвый расчет, ничего нельзя объяснить до конца, и жизнью абсурд и нелепица.
в контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. важную роль играет "повесть о капитане копейкине". не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы - тему омертвения души, царства мертвых душ. в других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою родину, и душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной родине.
макрокомпозиция поэмы "мертвые души", то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана гоголю бессмертной "божественной комедией" данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. этот замысел остался неосуществлённым. вед написав первый том, гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь. можешь как нибудь
приступая к работе над поэмой "мертвые души", гоголь писал, что ему хочется в этом направлении "показать хотя бы с одного боку всю русь". так писатель определил свою главную и идейный замысел поэмы. для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение.
поэма имеет кольцевую "композицию. она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: чичиков въезжает в город и выезжает из него.
экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "мертвых душах" перенесена в ее конец. таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. поэма же начинается с развития действия: чичиков начинает свой путь к "приобретению".
несколько необычным выглядит и жанр произведения, который сам автор определяет как эпическую поэму. высоко оценив идейные и художественные достоинства "мертвых душ", в. г. белинский, к примеру, недоумевал, почему гоголь назвал это произведение поэмой: "этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собой произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное".
построение "мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. каждая глава завершена тематически, она имеет свое и свой предмет изображения. кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. и завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. такое построение глав давало возможность гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти xix века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к и моральному упадку.
в противовес авторскому тяготению к логике в "мертвых душах" повсюду бьет в глаза абсурд и алогизм. по принципу алогизма выстроены многие образы поэмы, абсурдны действия и поступки героев. стремление объяснить факты и явления на каждом шагу сталкивается с необьяснимым и неконтролируемым разумом. гоголь показывает свою русь, и эта русь абсурдна. безумие здесь заменяет зтравый смысл и трезвый расчет, ничего нельзя объяснить до конца, и жизнью абсурд и нелепица.
в контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. важную роль играет "повесть о капитане копейкине". не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы - тему омертвения души, царства мертвых душ. в других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою родину, и душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной родине.
макрокомпозиция поэмы "мертвые души", то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана гоголю бессмертной "божественной комедией" данте: первый том - ад крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - чистилище; третий - рай. этот замысел остался неосуществлённым. вед написав первый том, гоголь не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. не смог писатель провести своего героя через чистилище и показать читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь. можешь как нибудь