Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”.
“Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне:
Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда… Везде следы довольства и труда.
Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает... В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян:
Здесь Барство дикое без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.
В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он - ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения.
“Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда…
Везде следы довольства и труда.
Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает...
В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян:
Здесь Барство дикое без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он - ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения.