ответить на вопрос о том, виновата ли Дуня в смерти отца однозначно нельзя. Он, одинокий и нездоровый старик, имел единственную отраду в жизни – свою дочь Дуню. Когда он ее потерял и утратил надежду на встречу, виня себя в том, что сам отправил с гусаром, он обезумел от горе. Вскоре начал пить и скончался. Конечно, Дуня могла бы подать хоть какую-нибудь весточку своему отцу. Возможно, тогда он бы смог воспрянуть духом и жить дальше. Очень жаль, что девушки приехала к родному отцу не при жизни, а уже после его кончины. С другой стороны, отец категорически не верил в то, что его дочь может быть счастлива. Он не думал даже, что гусар может на ней жениться и завести детей. Счастье дочери он всячески отрицал. Однако и гусар вел себя не по-человечески. Поэтому виновато и общество того времени. Для людей высшего положения было приемлемым увезти понравившуюся девушку, а затем запрещать ей видеться с родителями. Поэтому, я считаю, что в смерти Самсона виновата и Дуня, которая приехала слишком поздно, и сам Самсон, не веривший в счастье девушки, и гусар, выгнавший отца прочь.
Тема стихотворения — дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день открытия лицея.
В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылает собравшимся свое приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Главная мысль (идея)
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, ее ценности. Все стихотворение — это гимн дружбе, ее одухотворяющей и поддерживающей силе.
Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:Под миртами Италии прекраснойОн тихо спит, и дружеский резецНе начертал над русскою могилойСлов несколько на языке родном...
Дальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, Федора Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,Чужих небес любовник беспокойный?Иль снова ты проходишь тропик знойныйИ вечный лед полунощных морей?Счастливый путь!..
Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.
Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушкина, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка — место, священное и родное для всех.
Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой,Я с трепетом на лоно дружбы новой,Устав, приник ласкающей главойДрузьям иным душой предался нежной;Но горек был небратский их привет...
Поэта дом опальный, и представляет, как ... средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой...
И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, — сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:
Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.
Тема
Тема стихотворения — дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день открытия лицея.
В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылает собравшимся свое приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
Главная мысль (идея)
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, ее ценности. Все стихотворение — это гимн дружбе, ее одухотворяющей и поддерживающей силе.
Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:Под миртами Италии прекраснойОн тихо спит, и дружеский резецНе начертал над русскою могилойСлов несколько на языке родном...Дальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, Федора Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,Чужих небес любовник беспокойный?Иль снова ты проходишь тропик знойныйИ вечный лед полунощных морей?Счастливый путь!..
Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушкина, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка — место, священное и родное для всех.
Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой,Я с трепетом на лоно дружбы новой,Устав, приник ласкающей главойДрузьям иным душой предался нежной;Но горек был небратский их привет...
Поэта дом опальный, и представляет, как... средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой...
И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, — сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:
Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.