В центре повести Даниила Хармса "Старуха" - рассказчик-писатель, откровенно рассказывающий о своей реакции на окружающее, мыслях и поступках. Все увиденное им преображается в причудливый бред и абсурд. Но, кроме старухи, все, в то же время, совершенно реально и логично. Его не воспринимают за сумасшедшего: дамочка хочет с ним познакомиться, приятель завидует таланту, а сосед без тени сомнения дает денег в долг.
Но, я думаю, в образе старухи с часами без стрелок, знающей, тем не менее, точное время, нашедшей рассказчика и командующей им, Даниил Хармс изобразил смерть. Он обыграл встречу с ней как возможность искупления и очищения.
Эта встреча пробуждает в рассказчике мысль о Боге. И в конце повести он, ненавидящий детей и, похоже, все человечество, пинающий мертвых старух, желающий тут же убить случайно толкнувшего его прохожего, читает "Отче наш", стоя на коленях перед зеленой гусеницей - ничтожной Божьей тварью.
Автор, по-моему, хотел сказать, что к нравственному очищению и Господу приводит встреча со смертью, мысли о ней. Это - основная идея повести.
ЖАЙВОРОНОК — символ єдності Землі й Неба; він — співець хліборобського поля і небесної блакиті, бо своїм співом возвеличує хліборобську ниву до небес, а небесну блакить опускає до хліборобського лану…Він — чиста «Божа птаха», яка приносить весну на поле, бо першим з польових птахів повертається з вирію. Поле, над яким співає жайворонок, в належний час обігріється теплим Сонцем і зроситься благодатними дощами. Вважається, що з прильотом жайворонка треба розпочинати оранку і сівбу. Кажуть, коли жайворонок співає високо в Небі, то він молиться Богу, а як замовкає, то летить до Господа на сповідь.
В центре повести Даниила Хармса "Старуха" - рассказчик-писатель, откровенно рассказывающий о своей реакции на окружающее, мыслях и поступках. Все увиденное им преображается в причудливый бред и абсурд. Но, кроме старухи, все, в то же время, совершенно реально и логично. Его не воспринимают за сумасшедшего: дамочка хочет с ним познакомиться, приятель завидует таланту, а сосед без тени сомнения дает денег в долг.
Но, я думаю, в образе старухи с часами без стрелок, знающей, тем не менее, точное время, нашедшей рассказчика и командующей им, Даниил Хармс изобразил смерть. Он обыграл встречу с ней как возможность искупления и очищения.
Эта встреча пробуждает в рассказчике мысль о Боге. И в конце повести он, ненавидящий детей и, похоже, все человечество, пинающий мертвых старух, желающий тут же убить случайно толкнувшего его прохожего, читает "Отче наш", стоя на коленях перед зеленой гусеницей - ничтожной Божьей тварью.
Автор, по-моему, хотел сказать, что к нравственному очищению и Господу приводит встреча со смертью, мысли о ней. Это - основная идея повести.
хліборобського поля і небесної блакиті, бо своїм співом возвеличує
хліборобську ниву до небес, а небесну блакить опускає до хліборобського
лану…Він — чиста «Божа птаха», яка приносить весну на поле, бо
першим з польових птахів повертається з вирію. Поле, над яким співає
жайворонок, в належний час обігріється теплим Сонцем і зроситься
благодатними дощами. Вважається, що з прильотом жайворонка треба
розпочинати оранку і сівбу. Кажуть, коли жайворонок співає високо в
Небі, то він молиться Богу, а як замовкає, то летить до Господа на
сповідь.