Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только в теории “сильной личности”, а и в социальных условиях жизни общества. До убийства .Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей. В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание. Раскольников не был маньяком с паталогической жаждой крови. Упоение кровью свойственно людям безнравственным, палачам по природе. Палачом Раскольников считал действительность.
Роман А.С Пушкина заставляет нас задуматься о настоящей дружбе, об искренних чувствах, о чести и порядочности. Это мы видим на примере Владимира Дубровского, который не захотел мириться с несправедливостью учиненной самодуром Троекуровом. Даже разбойничество Дубровского было благородным. Так же восхищает поступок Маши Троекуровой, которая пошла под венец за старого князя Верейского , дав ему слово, она его не нарушила ,несмотря на предложение Дубровского. Она осталась верна своему мужу. В итоге мы понимаем, что А.С. Пушкин ставит акцент на благородстве, чести и достоинстве.