Двенадцатилетний Леня Шаров возвращается из школы. Он удивлен, что его, как обычно, не встречает бабушка, которая заботится о нем, пока родители на работе. Отец сообщает мальчику, что бабушка умерла.
С раннего детства Леня привык звать бабушку «Баваклава», соединяя в одно слово искаженное «баба» и уменьшительное от Клавдии. Бабушка лежит в своей комнате на диване так, как будто спит. Мальчик еще не до конца осознает произошедшее и продолжает жить обычной жизнью: смотрит по телевизору хоккейный матч, принимает душ, едет во Дворец спорта.
Постепенно в его душе начинают происходить перемены. Леня вспоминает, как много бабушка для него делала. Она не только готовила ему еду, собирала в школу, будила по утрам. Баваклава учила внука делать добро окружающим людям. Так, по ее совету он дал напиться солдатам, возвращающимся с учений. Своим примером бабушка показывала, что отдавать – всегда приятнее, чем брать.
Леня корит себя за то, что часто был груб с Баваклавой. Он посмеивался над ней за то, что она многого не знает, несовременна. Мальчик понимает, что уже ничего не исправишь и бабушку не вернешь. Он уходит из Дворца спорта, где собирался записаться в секцию плавания, и бежит в аптеку за глазными каплями, которые должен был купить в этот день для Баваклавы.
Мальчик приносит капли бабушке и ставит на стол в ее комнате. Он заводит механические часы, висящие там. Осознание того, что он уже никогда не сможет попросить у Баваклавы прощения, гнетет Леню. Но тут он вспоминает, что люди живы, пока о них кто-то помнит, поэтому бабушка будет жить в его памяти. Мальчик понимает, что мало только помнить, нужно еще и делать добро, как учила его Баваклава.
Рассказ доносит до читателя мысль о том, что ценить и беречь окружающих надо сегодня: завтра может быть поздно. Другая важная мысль этого текста – ничто не характеризует человека лучше, чем его поступки: добрые дела оставляют о себе долгую память и побуждают других поступать также.
Двенадцатилетний Леня Шаров возвращается из школы. Он удивлен, что его, как обычно, не встречает бабушка, которая заботится о нем, пока родители на работе. Отец сообщает мальчику, что бабушка умерла.
С раннего детства Леня привык звать бабушку «Баваклава», соединяя в одно слово искаженное «баба» и уменьшительное от Клавдии. Бабушка лежит в своей комнате на диване так, как будто спит. Мальчик еще не до конца осознает произошедшее и продолжает жить обычной жизнью: смотрит по телевизору хоккейный матч, принимает душ, едет во Дворец спорта.
Постепенно в его душе начинают происходить перемены. Леня вспоминает, как много бабушка для него делала. Она не только готовила ему еду, собирала в школу, будила по утрам. Баваклава учила внука делать добро окружающим людям. Так, по ее совету он дал напиться солдатам, возвращающимся с учений. Своим примером бабушка показывала, что отдавать – всегда приятнее, чем брать.
Леня корит себя за то, что часто был груб с Баваклавой. Он посмеивался над ней за то, что она многого не знает, несовременна. Мальчик понимает, что уже ничего не исправишь и бабушку не вернешь. Он уходит из Дворца спорта, где собирался записаться в секцию плавания, и бежит в аптеку за глазными каплями, которые должен был купить в этот день для Баваклавы.
Мальчик приносит капли бабушке и ставит на стол в ее комнате. Он заводит механические часы, висящие там. Осознание того, что он уже никогда не сможет попросить у Баваклавы прощения, гнетет Леню. Но тут он вспоминает, что люди живы, пока о них кто-то помнит, поэтому бабушка будет жить в его памяти. Мальчик понимает, что мало только помнить, нужно еще и делать добро, как учила его Баваклава.
Рассказ доносит до читателя мысль о том, что ценить и беречь окружающих надо сегодня: завтра может быть поздно. Другая важная мысль этого текста – ничто не характеризует человека лучше, чем его поступки: добрые дела оставляют о себе долгую память и побуждают других поступать также.
История, как всегда у Чехова, проста и незамысловата.
Молоденькая гувернантка Машенька Павелецкая,
вернувшись в дом своих хозяев, убеждается, что в её комнате
производился обыск.
У хозяйки - Федосьи Васильевны, пропала дорогое украшение
и под подозрением в краже находится вся прислуга.
У Федосьи Васильевны нет ни малейшего сомнения в том,
что все её действия достойны и приличны - как же -
она же ищет вора.
Машенька принимает решение покинуть дом своих хозяев,
не находя в себе сил продолжать жить там с клеймом воровки.
Но тут Николай Сергеевич признаётся Машеньке, что
украшение взял он.
Казалось бы, человек извиняется за причинённое
оскорбление, но, извиняясь, Николай Сергеевич уже
давно простил себя за всё.
И дом, и драгоценности - это его собственность, потому
он всего лишь взял своё.
Не забывает Николай Сергеевич предупредить Машеньку,
что ни при каких обстоятельствах в краже не признается жене.
Он совершенно искренне пытается удержать Машеньку
от ухода, недоумевая, неужели такой пустяк, как плевок
в душу, может подвигнуть человека на столь решительный
поступок.
И мы испытываем не меньшее омерзение по отношению
к мягкому и нерешительному Николаю Сергеевичу,
как и к его самодовольной и хамоватой супруге.
Чехов не трибун и не обличитель, пригвождать к позорному
столбу - не его функция.
Он рассказал маленькую житейскую историю и, как всегда,
право сделать выводы предоставил читателю.