Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,
Темнело. Я сидел в лодке по середине реки. Клевало отлично. Сняв с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить её в ведро и невольно обомлел. На борт лодки легли две женские руки с маникюром…
«Всё, я завязываю ходить на рыбалку с Григорьичем… Мне уже после его «Столичной» всякие руки мерещатся», - промелькнула первая мысль. Но когда из воды стала показываться чья-то голова, я точно знал, что «Столичная» не при деле…
Когда, наконец, из воды показалась симпатичная головка молодой девушки, я удивился, даже если не больше и так и уставился на неё с открытым ртом. Даже нет, не симпатичной, а красивой: немного раскосые аквамариновые глаза, тонкий, чуть вздернутый нос и пухлые губы. Мокрые каштановые волосы очень хорошо подчеркивали правильный овал лица. Лично я видел таких героинь только на фентези-картинках с русалками….
«А может, я поймал русалку? Ведь строись какие-то предположения учеными, что русалки, как и Несси, остались…»
От этой догадки у меня, как пишется в старых книжках, дух перехватило. В голове закружился хоровод мыслей, главными из которые были представление моих фото на фоне огромного аквариума с этим созданием природы в Московском зоопарке… Да-а-а-а-а-а…
-Что да-а-а-а-а? – поинтерсовалась прелестница. Очевидно, последние слова я произнес вслух.
-Да ничего, я не с вами, я по блютусу, - соврал я. – Вам не холодно?
-О, вы правы! – очаровательно улыбнулась русалка. – Вы не подвезете меня до берега?
«Вау, да она сама в руки идет… Ну, милая, я уж свою удачу не упущу…» - подумал я.
-Да, конечно! Залезайте! – я протянул ей руку.
Девушка взяла меня за руку и вдруг с невиданной силой потащила меня вниз, в воду. Лодка угрожающе накренилась и, когда я попытался вернуть равновесие, всё-таки перевернулась. Я, естественно, вместе со своим уловом и удочкой, которая, к слову, была довольной дорогой и даже с автонатяжением лески, бултыхнулся в воду с диким криком …
Пытаясь приплыть к берегу, несмотря на ужасно холодную воду, сковавшую все движения, я слышал, как с почему-то басистым хохотом зовет меня русалка: «Алекс, ну Алекс, ну иди же ко мне!»
-Сгинь, нечистая! – крикнул я ей в ответ, стараясь быстрее грести руками.
-Александр Викторович, чем вы занимаетесь на рабочем месте?! – спросила почему-то красавица возмущенным голосом моего шефа.
Я, вздрогнув от неожиданности и похолодев от ужаса, дернулся и резко открыл глаза…
Передо мной было покрасневшее от гнева лицо начальника…
Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,
Темнело. Я сидел в лодке по середине реки. Клевало отлично. Сняв с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить её в ведро и невольно обомлел. На борт лодки легли две женские руки с маникюром…
«Всё, я завязываю ходить на рыбалку с Григорьичем… Мне уже после его «Столичной» всякие руки мерещатся», - промелькнула первая мысль. Но когда из воды стала показываться чья-то голова, я точно знал, что «Столичная» не при деле…
Когда, наконец, из воды показалась симпатичная головка молодой девушки, я удивился, даже если не больше и так и уставился на неё с открытым ртом. Даже нет, не симпатичной, а красивой: немного раскосые аквамариновые глаза, тонкий, чуть вздернутый нос и пухлые губы. Мокрые каштановые волосы очень хорошо подчеркивали правильный овал лица. Лично я видел таких героинь только на фентези-картинках с русалками….
«А может, я поймал русалку? Ведь строись какие-то предположения учеными, что русалки, как и Несси, остались…»
От этой догадки у меня, как пишется в старых книжках, дух перехватило. В голове закружился хоровод мыслей, главными из которые были представление моих фото на фоне огромного аквариума с этим созданием природы в Московском зоопарке… Да-а-а-а-а-а…
-Что да-а-а-а-а? – поинтерсовалась прелестница. Очевидно, последние слова я произнес вслух.
-Да ничего, я не с вами, я по блютусу, - соврал я. – Вам не холодно?
-О, вы правы! – очаровательно улыбнулась русалка. – Вы не подвезете меня до берега?
«Вау, да она сама в руки идет… Ну, милая, я уж свою удачу не упущу…» - подумал я.
-Да, конечно! Залезайте! – я протянул ей руку.
Девушка взяла меня за руку и вдруг с невиданной силой потащила меня вниз, в воду. Лодка угрожающе накренилась и, когда я попытался вернуть равновесие, всё-таки перевернулась. Я, естественно, вместе со своим уловом и удочкой, которая, к слову, была довольной дорогой и даже с автонатяжением лески, бултыхнулся в воду с диким криком …
Пытаясь приплыть к берегу, несмотря на ужасно холодную воду, сковавшую все движения, я слышал, как с почему-то басистым хохотом зовет меня русалка: «Алекс, ну Алекс, ну иди же ко мне!»
-Сгинь, нечистая! – крикнул я ей в ответ, стараясь быстрее грести руками.
-Александр Викторович, чем вы занимаетесь на рабочем месте?! – спросила почему-то красавица возмущенным голосом моего шефа.
Я, вздрогнув от неожиданности и похолодев от ужаса, дернулся и резко открыл глаза…
Передо мной было покрасневшее от гнева лицо начальника…
Объяснение: