«Нет у нас никого, что подобным ему в доблести» . Святая для него дело - оборона веры и отечества. Этому он посвятил всю жизнь, в таком же духе воспитывал и сыновей. Часто он был к ним слишком суров, не показывал глубоко скрытой родительской любви. Но тайком любовался Остапом ( «О, да это будет со временем добрый полковник!) . И об Андрее думал: «И это добрый - враг бы не взял его! - Вояка! Не Остап, но добрый, добрый также вояка! »Когда же Андрей предал казаков ради прекрасной полячки, отец собственноручно его убил. Неимоверными усилиями Тарас Бульба пробирается в Варшаву и поддерживает Остапа в его последнюю самую тяжелую минуту. Отважным, опытным командиром проявляется Тарас, когда его избрали наказным атаманом. Прежде всего для него - верность вере, отечеству и обществу. Это видно не только в его знаменитой речи об обществе и боевое братство, но и поступков. И в последнюю минуту он пытается товарищам. Тарас Бульба - бескомпромиссный, беспощадный к врагам, ибо глубоко принял к сердцу обиды народные (ксендзы в свои таратайку «... запрягают уже не коней, а просто православных христиан» , а «гетман, жаренный в медном быке, лежит в Варшаве») .
Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Г. осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Г. представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибе-евич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. В этой противоречивости проступило своеобразие лермонтовской трактовки Г., который оправдывает обидчика-любимца, виновного в бунте против устоев. Правда царя и правда народа разошлись, и это предвещает закат патриархальной эпохи.