ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
3. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
9. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка».
Перед прочитанням даного аналізу рекомендуємо ознайомитися з віршем Пороша .
Історія створення - Вірш написаний в 1914 році.
Тема вірша - Любов до природи і малій батьківщині.
Композиція - Композиція лінійна, вірш умовно можна розділити на 4 частини, кожна з яких складається з однієї строфи. Всі вони об'єднані спільною темою, але в кожній строф ігається розвиток своєї невеликої теми.
Жанр - Ліричний вірш, належить до виду пейзажної лірики.
Віршований розмір - чотиристопний хорей з перехресної римою.
Метафори - «зачарований невидимкою», «стелить шаль».
Епітети - « сірі», «білою», «нескінченна ».
Порівняння - « понагнулась, як бабуся», «немов білою косинкою » « дорога тікає стрічкою» ,.
Уособлення - «дрімає ліс ». «Сперлася на костур»
Інверсія - « пов'язали сосна», «скаче кінь ».
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/porosha.html
Очень важной представляется мысль М. Горького о том, что книга может облегчить жизнь разобраться в ситуации, когда сам человек разобраться в ней не может. Также Горький утверждал, что так книга учит любить жизнь.
К. Паустовский предлагает читать книги медленно, потому что только тогда перед человеком открываются все её глубины. Это очень важный совет, особенно современному читателю, который постоянно куда-то спешит, торопится.
Д.С. Лихачев говорит о том, что у человека должны быть любимые книги, это значит, что он должен обращаться к ним постоянно, то есть перечитывать много раз.