в рассказе «о любви» герой алехин повествует собеседникам о неудачной своей любви: живя в деревне, он познакомился со своими соседями лугановичами - парой - и полюбил анну алексеевну, которая также ответила ему взаимностью. но эта любовь ничем не заканчивается в итоге: герои расстаются в вагоне поезда, увозящего анну алексеевну на курорт, понимая, что все потеряли, попусту потратив данное им время.
основной темой рассказа «о любви» является «футлярность» . алёхин и анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.
во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, "доедет в вот такое или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между чичиковым и собакевичем.
собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: ". например, каретник михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. и не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! "
и он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: пробка степан, плотник, огромной силы мужик, милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", максим телятников, сапожник, еремей сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".
этот список продолжается в седьмой главе, когда чичиков рассматривает записки плюшкина и собакевича: "когда он [чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. и чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный "
словно оживали мужики, подробностям: "у одного только федотова было написано: "отец неизвестно кто" у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.
даже на чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! "
пробегая по именам и фамилиям, чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" своей реальности и "живости". и тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: петр савельев не-уважай-корыто, григорий доезжай-не-доедешь, еремей карякин, никита волокита, абакум фыров и многие, многие другие.
чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("эх, народец! не любит умирать своей плохо ли вам было у плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете ")
даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность мужика на или бега и разбой.
в лирических отступлениях гоголь создает образ истинно живой народной души. автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом народа.
не стоит забывать и о селифане и петрушке, слугах чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" селифана с конями, любовно прозванных заседателем и гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,
крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины xix века.
стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам земли, "могла родиться только у бойкого народа". образ " тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо тройкой. ведь только таким людям русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. именно россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не россия маниловых, собакевичей и плюшкиных является идеалом гоголя.
показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".
в рассказе «о любви» герой алехин повествует собеседникам о неудачной своей любви: живя в деревне, он познакомился со своими соседями лугановичами - парой - и полюбил анну алексеевну, которая также ответила ему взаимностью. но эта любовь ничем не заканчивается в итоге: герои расстаются в вагоне поезда, увозящего анну алексеевну на курорт, понимая, что все потеряли, попусту потратив данное им время.
основной темой рассказа «о любви» является «футлярность» . алёхин и анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.
выберите самое главное
во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, "доедет в вот такое или нет"), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между чичиковым и собакевичем.
собакевич, желая заломить наибольшую цену за "душу", рассказывает о мертвых крестьянах: ". например, каретник михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. и не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! "
и он не один - за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: пробка степан, плотник, огромной силы мужик, милушкин, кирпичник, который "мог поставить печь в каком угодно доме", максим телятников, сапожник, еремей сорокоплехин, приносивший "оброку по пятисот рублей".
этот список продолжается в седьмой главе, когда чичиков рассматривает записки плюшкина и собакевича: "когда он [чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. и чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный "
словно оживали мужики, подробностям: "у одного только федотова было написано: "отец неизвестно кто" у другого - "хороший столяр", у третьего - "дело смыслит и хмельного не берет" и г. д.
даже на чичикова они произвели смягчающий эффект: "он умилился духом и. вздохнув, произнес: "батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! "
пробегая по именам и фамилиям, чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами "воскрешались" своей реальности и "живости". и тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: петр савельев не-уважай-корыто, григорий доезжай-не-доедешь, еремей карякин, никита волокита, абакум фыров и многие, многие другие.
чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер ("эх, народец! не любит умирать своей плохо ли вам было у плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете ")
даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность мужика на или бега и разбой.
в лирических отступлениях гоголь создает образ истинно живой народной души. автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом народа.
не стоит забывать и о селифане и петрушке, слугах чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и "разговор" селифана с конями, любовно прозванных заседателем и гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,
крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право - такова реальность середины xix века.
стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. гоголь с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам земли, "могла родиться только у бойкого народа". образ " тройки", приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами "расторопного ярославского мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо тройкой. ведь только таким людям русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. именно россия, подобная "необгонимой тройке", заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не россия маниловых, собакевичей и плюшкиных является идеалом гоголя.
показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет "всечеловеческие движения".