Идея поэмы: Демон отрицает власть бога. Изгнанный из рая и обреченный на вечное одиночество в бесконечном пространстве вселенной, он сеет зло, сеет сомнение в совершенстве существующего в мире порядка. Свободный от предрассудков, он свободен. И неограничен в познании мира: * Я царь познанья и свободы, * Я враг небес, я зло природы, - говорит он Тамаре.
Он отвергает законы рабства и восстает против всего, что сковывает человеческую волю и разум. С презрением глядит он на землю, * Где преступленья лишь да казни, * Где страсти мелкой только жить; * Где не умеют без боязни * Ни ненавидеть, ни любить.
Увидев Тамару, он впервые чувствует «неизъяснимое волненье» . Перед ним раскрывается вдруг новый мир - мир любви, добра, красоты. В образе Тамары воплощено то прекрасное, что создает жизнь. И в своей поэме Лермонтов выразил необыкновенно глубокую мысль, что стремление к прекрасному, к прекрасной цели ведет к нравственному совершенствованию.
* Я царь познанья и свободы,
* Я враг небес, я зло природы,
- говорит он Тамаре.
Он отвергает законы рабства и восстает против всего, что сковывает человеческую волю и разум. С презрением глядит он на землю,
* Где преступленья лишь да казни,
* Где страсти мелкой только жить;
* Где не умеют без боязни
* Ни ненавидеть, ни любить.
Увидев Тамару, он впервые чувствует «неизъяснимое волненье» . Перед ним раскрывается вдруг новый мир - мир любви, добра, красоты. В образе Тамары воплощено то прекрасное, что создает жизнь. И в своей поэме Лермонтов выразил необыкновенно глубокую мысль, что стремление к прекрасному, к прекрасной цели ведет к нравственному совершенствованию.