И. С. Тургенев. Бежин луг. Работа с художественным текстом. - Кто герои этого рассказа? - Одинаковые ли эти мальчики? Как Тургеневрисует их? Что в них общего?-С чего начинается их различие? Зачитайте разные портреты детей.- Портреты Тургенев даёт всем мальчикам? Кому нет? Почему?- Какое средство характеристики позволяет автору наиболее выпукло подчеркнуть разность мальчиков?- О чём же рассказывают дети-кто о чём?- Входят ли в арсенал средств характеристики героев этого рассказа их отношения с окружающим миром,с природой,с друзьями? Проследите, кто как относится к этой ночи,степи, к странным звукам-все ли ощущают загадочность и красоту окружающего мира?- Выделяет ли рассказчик-охотник кого-то из мальчиков особо? Почему? Как он это делает, каким приёмом? (Прямой оценкой, которую даёт Павлуше повествователь.)- Ещё один вопрос:характеры мальчиков романтические или реалистические,типичные,встречающиеся повсюду? Они положительные или отрицательные?
После решения суда кассация не подана, Троекурову напоминают, что он может вступить во владение Кистеневкой, но он медлит, «совесть его роптала» , он знает состояние своего бывшего друга и решается приехать, чтобы восстановить прежние отношения и уничтожить все следы ссоры. С этим намерением он въезжает во двор кистеневского дома. Казалось бы, намерение Кирилы Петровича могло бы предотвратить дальнейшее развитие конфликта, появилась возможность достижения скорой кульминации и благополучной развязки, но вместо этого происходит неожиданный поворот в сторону трагического развития действия. Увидев Троекурова, Андрей Гаврилович испытывает совершенно противоположные чувства. Его разбивает паралич, и он умирает. По приказу Владимира Кирилу Петровича изгоняют из имения. Глава завершается печальными словами: «…слуги окружили труп, оставленный на их попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый еще в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину» . И вновь в настроении Троекурова возобладало чувство мести, но дальнейшая война повелась уже с сыном покойного. Так, эпиграф перекликается с содержанием главы IV и формулирует философскую мысль, в ней заложенную.
http://vsesochineniya.ru/a-s-pushkin-dubrovskij-kak-obyasnit-chto-tolko-v-glave-iv-pervogo-toma-romana-est-epigraf.html
http://sochineniepro.ru/сочинения/Дубровский/А._С._Пушкин._Дубровский._Как_объяснить,_что_только_в_главе_IV_первого_тома_романа_есть_эпиграф
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00497271332523282779/woid/00066701184773070613/
http://demsvet.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/dubrovskiy-kratkoe-soderzhanie-po-glavam
http://pushkinpoetry.ru/dubrovskiy.htm