И. И. Дмитриев. Басня «Три Льва»: анализ Внимательно прочитайте басню И. И. Дмитриева «Три Льва».
Его величество, Лев сильный, царь зверей,
Скончался.
Народ советовать собрался,
Кого б из трех его детей
Признать наследником короны.
«Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны»,
— «А я обогащу», — середний подхватил.
«А я б его любил», —
Сказал меньшой с невинным взором.
И тут же наречён владыкой всем собором.
(Оборот «сделать наперсником Беллоны» означает сделать любимцем, доверенным лицом богини войны в древнеримской мифологии – Беллоны.)
Согласны ли вы с данным утверждением?
В басне И. И. Дмитриев говорит о том, насколько важен для народа правитель, для которого на первом месте не богатство и победа в войне, а любовь к своему народу.
Если согласны, то в поле ввода напишите «да», а если не согласны, то напишите «нет». ответ записываем одним словом без дополнительных знаков. Например, да или нет
НУ ЧЕНЬ
Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со стороны властей. Одной из таких жен является княгиня Трубецкая, которой посвящена первая часть поэмы «Русские женщины».
В начале поэмы мы видим Трубецкую, прощающуюся со своим отцом. Расставание очень тяжелое, но свой долг княгиня видит в том, чтобы находиться рядом с мужем. Приняв твердое решение, она готова к преодолению любых трудностей:
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь…
В Иркутске княгиню встречает губернатор и пытается убедить ее вернуться обратно. Для этого он использует самые разные средства.
Сначала губернатор пытается играть на родственных чувствах, сообщая, что ее отъезд убил отца. Но Трубецкая непреклонна:
Мне вам рассказывать смешно,
Как я люблю отца,
Как любит он. Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовет.
Не испугал ее и суровый климат Сибири, голод, окружение каторжников:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Губернатор убежден, что в таких условиях проявление слабости неизбежно, и эта слабость еще больше усилит страдания ее мужа. Но Трубецкая отвечает:
… я слез не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нем
Я силы дам ему!
Губернатор противопоставляет трудности тюремной и привлекательность светской жизни, но княгиня предана мужу и отвергает свет, потому что там нет для него места.
Следующий аргумент губернатора – отречение от титула и лишение всех прав. Но муж дороже, чем титулы:
Нет! Ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо – лошадей!..
И даже то, что придется идти по этапу вместе с каторжниками, не пугает Трубецкую. Единственное, чего она боится – длительность пешего пути.
Сраженный непреклонностью, целеустремленностью, бесстрашием, губернатор сдается и приказывает запрягать лошадей.
Таков образ княгини Трубецкой, созданный Н.А.Некрасовым в поэме «Русские женщины». Этот образ позволяет поэту воспеть прекрасные черты русских женщин: огромную силу воли, гордость, преданность, чувство собственного достоинства.
Композиция
В произведение преобладает стихотворный размер ямб с использованием перекрестной рифмы.
Лирический герой (он же голос автора) восхищается рекой Волгой и рассуждает о ее значении в жизни людей.
Жанр
Произведение относится к жанру поэмы. Некоторые критики «Горе старого Наума» называли «маленькой поэмой» или «стихотворной новеллой».
Средства выразительности
В произведении для передачи темы и основной мысли автора присутствуют тропы. Некрасов использует слова и изречения, отражающие сущность кулачества.
Эпитеты
Случайные тревоги, с береговой дороги, ущелья темных берегов, стогласым эхом, напев унылый, но гул довольного труда, моей реки любимой, народ неутомимый, прибрежные пустыни, по гладкой их равнине, суда-гиганты, несчетною толпою, бодрый труд над вечною рекою .
Олицетворение
«Волга-матушка». Река оживает в поэме. Не зря Некрасов даже обозначает свое творение «Волжской былью».
А паруса, что крылья птиц, а Волга чуть лепечет, Чу! резко свистнул пароход .
Метафоры
Колеблются лениво, а. месяц медленно плывет, стогласым эхом полны, созреет густо заселит .
Аллитерация
Освобожденный от оков, народ неутомимый, прибрежные пустыни, месяц медленно .
Гипербола
Чу! резко свистнул пароход, бежит и искры мечет, стогласым эхом полны, но гул довольного труд, несчетною толпою, и будет вечен бодрый труд над вечною рекою .