I часть.
1. Выберите наиболее правильное определение:
А) Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б) Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В) Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи - повествованием.
2. Какого из типов речи не выделяют в русском языке?
А) описание
Б) размышление
В) рассуждение
3. Какой из стилей речи не относится к книжным?
А) разговорный
Б) публицистический
В) художественный
4. Найдите стилистически нейтральное слово:
А) повелевать
Б) бежать
В) нагоняй (получить нагоняй от родителей за двойки)
5. Найдите ряд слов, являющихся исконно-русскими (возникшие в русском языке или унаследованные из языков-предков) словами, незаимствованными:
А) галстук, опера, аквариум
Б) новый, режиссёр, джемпер
В) земля, голос, ладонь
6. Что такое лексическое значение слова?
А) Это его эмоциональная окрашенность;
Б) Это его стилистическая принадлежность;
В) Это его смысловое значение.
7. Какой из словарей нам определить лексическое значение слова?
А) Этимологический словарь
Б) Толковый словарь
В) Орфографический словарь
8. Фразеологизм – это (вспомните определение):
А) устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению одному слову.
Б) новое слово, появившееся в русском языке с течением времени
В) устаревшее слово, которое исчезло из языка, но имеет современный синоним.
9. Какое из словосочетаний НЕ является фразеологизмом?
А) как слон в посудной лавке
Б) Мёртвое море
В) зарубить на носу
10. Укажите предложение, содержащее речевую ошибку:
А) Мы окончательно решили остаться сегодня дома.
Б) Он испугался так, что не мог сказать ни слова.
В) В своей автобиографии он скрыл некоторые факты из часть.
Прочитайте текст и выполните указанные ниже задания.
(1)Представьте, что в нашем доме установлен фантастический полителеэкран. (2)Поворот рычажка— и сразу вспыхивает много живых картин.(3) Антенны радиотелескопов ловят сигналы далеких миров...(4) Агрохимики выращивают фрукты-лекарства... (5)По морям летают суда на подводных крыльях... (6)Мчатся экспрессы-катамараны, двухкорпусные тела которых режут морские воды, не образуя волн... (7)В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электрический ток... (8)Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь...(9) В фокусе электромагнитных волн вспыхивают над тундрой искусственные солнца.
(10)Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. (11)Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.
1) Определите стиль и тип текста.
2) Озаглавьте текст.
3) Найдите в тексте МЕТАФОРУ ( 1 пример) и выпишите её.
3) Найдите в тексте ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (1 пример) и выпишите его.
4) Выпишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.
5)Определите лексическое значение слова «ЗЯБЬ» из предложения 8. Подберите и запишите контекстуальный синоним к этому слову.
1)а
2)Б
3)Б
4)А
5)В
6)В
7)а
8)А
9)А
10)Б
Объяснение: