Художественный анализ рассказа Соколова-Микитова «Звуки весны».
Прочитайте рассказ Соколова-Микитова. Проведите анализ произведения. Вы можете начать работу с ответов на представленные ниже во или выбрать собственный путь анализа.
Звуки весны.
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой птички – зорянки.
Тихий знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных, торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (И.Соколов-Микитов).
1. О чём вас заставил задуматься рассказ?
2. Назовите тему рассказа?
3. Какова основная мысль рассказа?
4. Что отражается в его заглавии: тема или основная мысль?
5.Назовите стиль речи. Почему?
6. К какому жанру мы отнесём этот текст, почему?
7. К какому типу речи мы отнесём этот текст? Почему?
8. Какое настроение вызывает текст?
9. Какие изобразительно-выразительные средства языка делают его таким ярким?
10. Найдите их в тексте.
11. Отыщите ещё художественные средства, которые вы заметили в рассказе? Подтвердите текстом.
12. А вы знаете, что такое симфония? Посмотрите значение этого слова в словаре.
Симфония, - и, ж.р. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2.перен. гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.(книжн.) симфония красок. Симфония звуков.
13.Услышали ли вы симфонию утра?
14. С чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать?
15. Вывод.
Андрей Соколов -это человек несгибаемой воли.Столько испытаний судьбы выпало на долю на Андрея и он с честью их преодолел,оставаясь Человеком с большой буквы.Беды и горе не сломили главного героя,он смог выстоять,сохранив сострадание,любовь к людям.Соколов смог сделать нравственный выбор,смог не сломаться в плену,смог сбежать ,прихватив ценного информатора,смог пережить утрату близких,смог найти в себе силы жить дальше и дать надежду на жизнь сироте Ванюше.Смог-это ключевое слово,а мочь могут только люди с несгибаемой волей.
Счастье мирной жизни окончилось,началась война.Семья,дети,родной дом,здоровье и уважение близких,всё остаётся на вокзале ,при уходе на фронт.Эпизод прощания с женой, Ирина повторяла, что "не свидеться им больше на этом свете".Соколов корил себя за грубость,так как слова жены оказались пророческими,а он разозлился и не обнял её на прощание.
Плен,первое испытание в церкви,когда один отщепенец хотел выдать взводного немцам,а Соколов задушил руками предателя.Утром немцы требовали выдать им "вредных" людей,но таковых не оказалось.
Соколов впервые убил человека,хоть он и был предателем,но это изменило его судьбу,он стал непреклонным и духовно сильным.Он сделал свой моральный выбор,испытание предательством сделало Соколова борцом.
Эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером занимает центральное место в произведении.Соколов выигрывает поединок и как личность,комендант лагеря не смог сломить пленного.Соколов разговаривает на равных с комендантом,пробуждая интерес и уважение к себе.Достойный противник , представитель русского народа,в этом ключевая роль эпизода.Соколов не пошёл на сделку с совестью,хоть судьба и испытывала его в очередной раз.
Героический побег из плена,Соколов прихватил очень важного "языка",майора с секретными документами.Благодарность от генерала за отвагу и мужество,испытание славой с честью,оставаясь простым солдатом,не искал лёгкой жизни в тылу,а рвался на передовую.
После известия о гибели жены и дочерей,Соколов жил мыслями о сыне,но в самом конце войны геройски погибает и сын Соколова.Одиночество и потеря смысла жизни героя, всё это отображено в эпизоде похорон Анатолия.Герой выдерживает испытания ,удары судьбы,горе не сломило его. Тоска ,душевная боль не давала Соколову жить на одном месте.
Встреча сироты,бездомного Ванюши -это новый вызов судьбы,
испытание на человечность.Момент ,когда он сказал Ване,что "он его отец"-перевернула жизнь обоих,они обрели друг друга,их жизнь обрела смысл и объединила их судьбы.Усыновив Ванюшу,они оба обрели надежду на новую жизнь,два одиночества нашли друг друга,в этом их счастье.