А. С. Пушкин написал стихотворение о памятнике незадолго до смерти. Как свидетельствуют историки, в этот период автора обуревали различные эмоции.
С одной стороны, небывалый поэтический подъем, когда хотелось писать и плодотворно работалось, строились планы на создание будущих произведений.
С другой стороны, Пушкин как человек испытывал глубокий душевный кризис: у него умерла мать, и были непростые отношения с женой, за которой в открытую начал ухаживать Дантес. Ходили слухи, что и царь Николай Первый неравнодушен к Наталье.
Все это не могло не отразиться на его творчестве.
Подводя своеобразный его итог, Александр Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» размышляет о своей роли в истории, о взаимоотношениях с обществом, читателями.
Автор выражает уверенность, что останется в памяти потомков, потому что «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».
Приподнятое настроение поэта нам почувствовать яркие эпитеты:
нерукотворный (памятник),
непокорной (главою),
великой (Руси),
заветной (лире),
гордый (внук),
дикой (тунгус),
жестокий (век).
Употребляя слово «нерукотворный» по отношению к памятнику, автор хочет сказать, что духовные ценности гораздо важнее материальных, они навсегда останутся в памяти народа, к ним «не зарастет народная тропа».
Слово «тропа» тоже эмоционально окрашено – это не простая тропинка или дорога, а символ движения к тому, насколько значимо наследие великого русского писателя и поэта.
В стихотворении также есть эмоциональное противопоставление: «чувства добрые» и «жестокий век». Автор утверждает, что все равно останется любим своим народом.
Он смиренно обращается к своей музе с поступать по веленью божьему (а значит, по совести), не прислушиваться к похвале и клевете.
«Нет, весь я не умру!» – торжественно восклицает поэт. Он знает, что творчество его не напрасно, потому что искусство не умирает.
В то же время в строчках чувствуются нотки грусти – Пушкин понимает, что прожита значительная часть жизни, и как будто предчувствует трагедию.
Читая произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», испытываешь тесную эмоциональную связь с поэтом, переживаешь вместе с ним его чувства
Очумелов - полицейский надзиратель, "хамелеон", который пресмыкается перед сильными (генерал и в конце генеральский брат - "Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...") и злоупотребляет властью со слабыми (приказывает Елдырину, отметает жалобы Хрюкина).
Елдырин - городовой, несамостоятельный прислужник надзирателя, который таскает за него вещи.
Хрюкин - золотых дел мастер, которого укусила собака. Громкий человек, который пытается отстаивать свои права, но из-за сравнительно низкого социального положения становится посмешищем толпы зевак
Прохор - повар генерала, фоновый персонаж, простой рабочий человек. В конфликте не участвует, но данная им информация ("Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...") приводит к очередной смене точки зрения Очумелова.
Генерал - закадровая власть, его побаиваются и простые люди, и представители более мелкой власти. Благодаря силе его имени собака осталась безнаказанной.
Собака - изначально безродное существо со смертным приговором, которое благодаря имени генерала превратилось в важную невиновную фигуру.
2. Речевая характеристика как средство создания образа:
Очумелов - грубая, косноязычная речь, характерная для мелкого чиновника, получившего крупицу власти ("По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?")
Елдырин - безэмоциональная, вежливая речь, только ответы на вопросы Очумелова
("— Не рассуждать!— Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые...— Ты это верно знаешь?— Верно, ваше благородие...")
Хрюкин - громкое возмущение, попытки извернуться и получить денежную компенсацию за обычную вещь - укус собаки ("Так ты кусаться, окаянная?" "Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...")
Толпа - кто-то из толпы зевак иногда выкрикивает свое мнение, не боясь надзирателя ("Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы." "Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.")
Объяснение:
А. С. Пушкин написал стихотворение о памятнике незадолго до смерти. Как свидетельствуют историки, в этот период автора обуревали различные эмоции.
С одной стороны, небывалый поэтический подъем, когда хотелось писать и плодотворно работалось, строились планы на создание будущих произведений.
С другой стороны, Пушкин как человек испытывал глубокий душевный кризис: у него умерла мать, и были непростые отношения с женой, за которой в открытую начал ухаживать Дантес. Ходили слухи, что и царь Николай Первый неравнодушен к Наталье.
Все это не могло не отразиться на его творчестве.
Подводя своеобразный его итог, Александр Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» размышляет о своей роли в истории, о взаимоотношениях с обществом, читателями.
Автор выражает уверенность, что останется в памяти потомков, потому что «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».
Приподнятое настроение поэта нам почувствовать яркие эпитеты:
нерукотворный (памятник),
непокорной (главою),
великой (Руси),
заветной (лире),
гордый (внук),
дикой (тунгус),
жестокий (век).
Употребляя слово «нерукотворный» по отношению к памятнику, автор хочет сказать, что духовные ценности гораздо важнее материальных, они навсегда останутся в памяти народа, к ним «не зарастет народная тропа».
Слово «тропа» тоже эмоционально окрашено – это не простая тропинка или дорога, а символ движения к тому, насколько значимо наследие великого русского писателя и поэта.
В стихотворении также есть эмоциональное противопоставление: «чувства добрые» и «жестокий век». Автор утверждает, что все равно останется любим своим народом.
Он смиренно обращается к своей музе с поступать по веленью божьему (а значит, по совести), не прислушиваться к похвале и клевете.
«Нет, весь я не умру!» – торжественно восклицает поэт. Он знает, что творчество его не напрасно, потому что искусство не умирает.
В то же время в строчках чувствуются нотки грусти – Пушкин понимает, что прожита значительная часть жизни, и как будто предчувствует трагедию.
Читая произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», испытываешь тесную эмоциональную связь с поэтом, переживаешь вместе с ним его чувства
1. Герои:
Очумелов - полицейский надзиратель, "хамелеон", который пресмыкается перед сильными (генерал и в конце генеральский брат - "Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...") и злоупотребляет властью со слабыми (приказывает Елдырину, отметает жалобы Хрюкина).
Елдырин - городовой, несамостоятельный прислужник надзирателя, который таскает за него вещи.
Хрюкин - золотых дел мастер, которого укусила собака. Громкий человек, который пытается отстаивать свои права, но из-за сравнительно низкого социального положения становится посмешищем толпы зевак
Прохор - повар генерала, фоновый персонаж, простой рабочий человек. В конфликте не участвует, но данная им информация ("Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...") приводит к очередной смене точки зрения Очумелова.
Генерал - закадровая власть, его побаиваются и простые люди, и представители более мелкой власти. Благодаря силе его имени собака осталась безнаказанной.
Собака - изначально безродное существо со смертным приговором, которое благодаря имени генерала превратилось в важную невиновную фигуру.
2. Речевая характеристика как средство создания образа:
Очумелов - грубая, косноязычная речь, характерная для мелкого чиновника, получившего крупицу власти ("По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?")
Елдырин - безэмоциональная, вежливая речь, только ответы на вопросы Очумелова
("— Не рассуждать!— Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые...— Ты это верно знаешь?— Верно, ваше благородие...")
Хрюкин - громкое возмущение, попытки извернуться и получить денежную компенсацию за обычную вещь - укус собаки ("Так ты кусаться, окаянная?" "Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...")
Толпа - кто-то из толпы зевак иногда выкрикивает свое мнение, не боясь надзирателя ("Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы." "Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.")