Характеризуем героев 1. Назовите участников событий. Охарактеризуйте каждого из них. Кто
из героев поэмы, на ваш взгляд, является главным?
2. Объясните, почему победитель Чингисхан вынужден признаться
пленённому Каир-хану в своём поражении. Вы по-прежнему считаете,
что главным героем поэмы является Чингисхан?
3. Вы, наверное, обратили внимание на то, что все герои поэмы,
кроме одного, наделены именами. Назовите этого героя и подумайте
над тем, почему автор поэмы лишает своего героя имени.
4. Герои поэмы противопоставлены друг другу. Подумайте над тем, что
лежит в основе противопоставления для каждой пары героев. Свои
предположения обозначьте стрелками.
Чингисхан Каир-хан
Карашокы - его отец
Каир-хан - Карашокы
Вырос на чужбине вырос в Отраре
Патриот - предатель
Завоеватель
защитник
5. Кому из героев поэмы вы сочувствуете, кто вызывает ваше восхище-
ние, кого вы осуждаете? Какие ощущения у вас вызывает Чингисхан
и как к герою относится автор?
Можно вспомнить высказывания писателей о доброте:
Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» .
«Ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес) .
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо) .
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир) .
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль) .
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Лев Толстой) .
«Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер) .
«Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (Михаил Пришвин) .
-Человек который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, самовлюблённый – несчастлив.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым, человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.
Человек рано или поздно задумывается по какому пути он идет: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы» .
У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода.
«Каждый кувшин изливает то, что содержит. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот» .
Надо стремиться к добру. И недостаточно называться человеком, нужно им быть! Хотя бывает и нелегко сохранить честь, совесть, достоинство.
Не ленись, напиши.
Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись.. . — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор.. . пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал... ”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — “неважно, что будет потом... ”.
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с “маленькой княжной” с “беличьим выражением” лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает — жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: “...что же вы сделали со мною? ” — всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.
После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он “другой, лучший Пьер, чем был раньше”, князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что “он должен доживать свою жизнь.. . не тревожась и ничего не желая”. Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.
Вернувшись в Петербург, Андрей поступил на чиновничью службу и занялся созданием законопроектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.
Вновь возродиться к жизни Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, “своим врагам ”, за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: