Готовимся к экзамену. Средства художественной выразительности в поэме Анны Ахматовой «Реквием». Вариант 1
1.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
1.метафора
2)сравнение
3)гипербола
4)эпитет.
2.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла…
1)литота
2)метонимия
3)сравнение
4)анафора
3.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит жёлтый месяц тень.
1)антитеза
2)олицетворение
3)оксюморон
4)парцелляция
4.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
1)гипербола
2) синекдоха
3)олицетворение
4) анафора
5.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
Звёзды смерти стояли над нами
И безвинная корчилась Русь…
1)градация
2)литота
3)метафора
4)антитеза
6.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
И мне теперь не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек…
1)метонимия
2)антитеза
3)сравнение
4)литота
7.Какое средство выразительности используется в тексте? Запишите номер ответа.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках…
1)сравнение
2)анафора
3) гипербола
4) метафора
Готовимся к экзамену. Средства художественной выразительности в стихотворениях Анны Ахматовой
Вариант 2
1.Среди предложений 1-6 найдите такое, в котором средством выразительности является сравнение. Запишите номер этого предложения. Запишите, что с чем сравнивается.
(1)И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
(2)Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
(3)У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
(4)А не то… (5)Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
(6)Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
2.Среди предложений 1-3 найдите такое, в котором средством выразительности является метафора. Запишите номер этого предложения.
(1)Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
(2)Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
(3)Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…
3.Среди предложений 1-3 найдите такое, в котором средством выразительности является метафора. Запишите номер этого предложения.
(1)Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
(2)И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
(3)И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки…
4.Среди предложений 1-3 найдите такое, в котором средством выразительности является эпитет. Запишите номер этого предложения и выпишите эпитет.
(1)Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
(2)Я жду тебя — мне очень трудно.
(3)Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы:
- христианским канонам («зона героев романа»);
- философской концепции мира в романе («зона автора»);
- жанровой природе романа («зона жанра»);
- эстетическим реалиям ХХ века («зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа»).
Прежде всего обратимся к причинам религиозно-этическим, христианским. Они находятся в «зоне героев», вытекают из романных судеб героев, как если бы те жили «сами по себе», по своей воле, а не по авторской. И такой подход самый распространенный.
С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом оставался слишком земным. Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала. Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь — Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен: Данте в «Божественной комедии» тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил в Ад или в Чистилище. Во втором круге Дантова Ада — Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее от законного супруга, и несчастные Франческа да Римини и Паоло, «погубленные жаждой наслаждений», и многие, многие другие. Этот и подобные сюжеты в различных их вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Ситуация в романе, по сути, повторяет библейскую: Мастер также «оглядывается» на свое Но Булгаков распорядился судьбой своего героя иначе: он если и не оправдывает Мастера полностью, дистанцируясь от него, то, безусловно, сочувствует ему.
По христианским представлениям истинный верующий, жаждущий должен отказаться от всего земного, тем более его не должна тяготить земная грешная любовь. Земные узы родства христианство ставит ниже уз духовных. См. Евангелие от Луки (8:19–21): Иисус говорил с народом, когда «пришла к нему матерь и братья его, и не смогли подойти к нему по причине народа. И дали знать ему: Мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: Матерь моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» [7,21].
Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам. Мастер отказывается от угаданной им в его романе истины, он признается:
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него» [5,300].
Сожжение романа — это своего рода самоубийство, — творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд — повелитель теней, а «тень» романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству.