В стихотворении очень много эпитетов: Сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший "от холода, зноя и горя", "без тени", "без сна и покоя", и чинара: зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце... Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Важным художественным средством является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова "черный" - "чинара" . "У Чёрного моря чинара стоит молодая".Схемы — листок–полёт и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворения. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а "рубит". В вопросительной и восклицательной интонациях слышатся гнев и возмущение. В финале остается чувство обреченности героя, которому не найти покоя вдали от Родины. Оторвавшись от родных корней, душа обречена на мучительные бесконечные скитания, так как никто ее на чужбине не ждет. И не срастись "дубовому листку" с чинарой, как бы ни была хороша и спокойна ее жизнь. Несмотря на то, что "отчизна сурова", место героя – на "родимой ветке".
Сосед пообещал соседу
Картошку посадить весной...
Неторопливо пообедав,
С лопатой вышел в огород
Но у него случились беды:
То колет бок, то жмёт сапог...
Никак не двигается дело!
Лопатой тычет ком сырой,
То пнёт ногой, то горько стонет
То солнцепёк, то духота...
Причин ну целый рой!
Потыкав землю тут и там,
Придавши видимости делу,
С отчётом он к соседушке идёт.
А тот и рад!
"Соседушка, родимый!
Ты так мне и за то
Сюрприз тебе я заготовил!
Но ты его получишь к сентябрю
Не раньше...уговор?"
"Да я уж потерплю!", - сказал сосед,
И повернул в свой двор.
Проходит время, уж сентябрь
И срок пришел желанного сюрприза.
Поспешно он к соседушке идёт
Обещанной награды ожидая.
Как раз в ту пору, огород копая
Сосед его картошку собирал.
Картошка уродилася на славу!
Ну прямо клубни с голову, ей-Богу!
А у соседа уж слюна течёт...
Неужто и ему перепадёт
Здесь урожая доля?
"Вот, по трудам твоим воздать тебе спешу",-
Сосед ему вещает.
Весь урожай с того куска земли
Ему отдать тот обещает!
Вот это куш! Что за удача!
"Неси скорей! - кричит,
долг красен платежом!"
"Да, тебе уж выписал я "счёт",
Не утаю ни крошки
Вот, по делам тебе почёт!
И с этими словами
Он вынес мисочку гнилой катошки...
Мораль, друзья, увы проста:
Не делай ничего спустя ты рукава,
Чтоб то, что сеял, не пожать...
Сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший "от холода, зноя и горя", "без тени", "без сна и покоя", и чинара: зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце... Стихотворение написано пятистопным амфибрахием.
Важным художественным средством является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова "черный" - "чинара" . "У Чёрного моря чинара стоит молодая".Схемы — листок–полёт и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворения. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а "рубит". В вопросительной и восклицательной интонациях слышатся гнев и возмущение. В финале остается чувство обреченности героя, которому не найти покоя вдали от Родины. Оторвавшись от родных корней, душа обречена на мучительные бесконечные скитания, так как никто ее на чужбине не ждет. И не срастись "дубовому листку" с чинарой, как бы ни была хороша и спокойна ее жизнь. Несмотря на то, что "отчизна сурова", место героя – на "родимой ветке".