Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было омрачено унижениями, с жизнью простой крестьянки. И кто, как не Николай Алексеевич Некрасов, посвятивший «лиру…народу своему», сумел так ярко, выразительно и убедительно, а главное, правдиво показать все житейские тяготы русской крестьянки: разлуку с любимым мужем, потерю сына, постоянные унижения в чужой семье, болезни, голод. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной показан в развитии: начиная с детства, заканчивая уже зрелой женщиной. Матрена Тимофеевна сама рассказывает о себе, о своей судьбе, переполняя речь поговорками, повторами, что неразрывно связывает некрасовскую героиню с русским народом. Матрене повезло в детстве: «Как у Христа за пазухой, Жила я…». С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была». Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь: он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает, что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье юная Матрена «последнею, последнею рабою». Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть. В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам, долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью. Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка «честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей приходится кланяться в ноги и покоряться. Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!» Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно заруганную и забитую мать, они понимать горе ближнего, даже животного. В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье, любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души. Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной и слабой «величавой славянки».
С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была».
Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь: он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает, что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье юная Матрена «последнею, последнею рабою».
Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть.
В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам, долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью. Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка «честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей приходится кланяться в ноги и покоряться.
Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!»
Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно заруганную и забитую мать, они понимать горе ближнего, даже животного.
В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье, любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души. Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной и слабой «величавой славянки».