Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии) . Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители были недовольны «мальчишеским» поведением дочери, но это их тоже устраивало — Фредерика заботилась о младшей сестре Августе. Её мать называла её в детстве Фике (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).
Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.
Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.
Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.
С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижениювнутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий
В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.
Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.
В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек
При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.
Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.
Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.
С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижениювнутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий
В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.
Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.
В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек
При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.