Хлестаков — герой комедии н. в. гоголя «ревизор» (конец 1835 - -начало 1836; окончательная редакция — 1842). иван александрович x., мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги осипа, «елистратишка простой» (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах) , направляясь из северной столицы «в саратовскую губернию, в собственную деревню» , был принят в уездном городе за ревизора, «вельможу» , обладателя высокого чина (по версии бобчинского, он «сам генералиссимус») . получивший солидную сумму денег в качестве взяток, обласканный, объявленный женихом марьи антоновны, дочери городничего, x. благополучно убирается восвояси. разоблачают x. лишь после отъезда с перлюстрированного чиновниками его письма к приятелю тряпичкину. новизна этой сценической фабулы, а вместе с тем и x. как художественного характера определяется их соотношением с реальными случаями и лицами. хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. характерной и наиболее значительной чертой характера хлестакова является вранье, с которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. однако, несмотря на всю эту никчемность, у хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. сделал он это с подсказки своего слуги — осипа. возможно хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а хлестаков удалился победителем. плохо же то, что хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников.
Б. Н. Полевому
- Ну, что ты плачешь, медсестра?
Уже пора забыть комбата...
- Не знаю...
Может и пора.-
И улыбнулась виновато.
Среди веселья и печали
И этих праздничных огней
Сидят в кафе однополчане
В гостях у памяти своей.
Их стол стоит чуть-чуть в сторонке.
И, от всего отрешены,
Они поют в углу негромко
То, что певали в дни войны.
Потом встают, подняв стаканы,
И молча пьют за тех солдат,
Что на Руси
И в разных странах
Под обелисками лежат.
А рядом праздник отмечали
Их дети -
Внуки иль сыны,
Среди веселья и печали
Совсем не знавшие войны.
И кто-то молвил глуховато,
Как будто был в чем виноват:
- Вон там в углу сидят солдаты -
Давайте выпьем за солдат...
Все с мест мгновенно повскакали,
К столу затихшему пошли -
И о гвардейские стаканы
Звенела юность от души.
А после в круг входили парами,
Но, возымев над всеми власть,
Гостей поразбросала "барыня".
И тут же пляска началась.
И медсестру какой-то парень
Вприсядку весело повел.
Он лихо по полу ударил,
И загудел в восторге пол.
Вот медсестра уже напротив
Выводит дробный перестук.
И, двадцать пять годочков сбросив,
Она рванулась в тесный круг.
Ей показалось на мгновенье,
Что где-то виделись они:
То ль вместе шли из окруженья
В те злые памятные дни,
То ль, раненного, с поля боя
Его тащила на себе.
Но парень был моложе вдвое,
Пока чужой в ее судьбе.
Смешалось все -
Улыбки, краски.
И молодость, и седина.
Нет ничего прекрасней пляски,
Когда от радости она.