Когда Онегин встает рядом с Ленским, особенно резко сознается, как он душевно испепелен, как много сгорело в нем чистого, возвышенного, какою дорогою ценою оплатил он свое презрение к светской толпе и к окрестным помещикам. И тогда мы понимаем: Онегин уже опустошен, а Ленский еще нет. Навсегда они останутся такими или нет, духовно возродится Онегин или Ленский перерастет его — это особый вопрос. На протяжении полутора веков много спорили о нем, и мы далее рассмотрим существо этих споров. Сейчас пока ясно одно: герои романа — люди очень разные.
Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский. По Достоевскому, Базаров - это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. Но о причинах порождения этих теорий, об их социальной обусловленности он не говорит.
Когда Онегин встает рядом с Ленским, особенно резко сознается, как он душевно испепелен, как много сгорело в нем чистого, возвышенного, какою дорогою ценою оплатил он свое презрение к светской толпе и к окрестным помещикам. И тогда мы понимаем: Онегин уже опустошен, а Ленский еще нет. Навсегда они останутся такими или нет, духовно возродится Онегин или Ленский перерастет его — это особый вопрос. На протяжении полутора веков много спорили о нем, и мы далее рассмотрим существо этих споров. Сейчас пока ясно одно: герои романа — люди очень разные.
Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский. По Достоевскому, Базаров - это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. Но о причинах порождения этих теорий, об их социальной обусловленности он не говорит.