Динамичное развитие повести И. С. Тургенева «Ася» подводит нас к сцене свидания героини с господином Н. Н. Сцена свидания — образ тургеневского психологизма. По мнению писателя, «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании».Подобно пушкинской Татьяне свидание назначает сама Ася. Как и Татьяна, она первой признается своему избраннику в любви. Духовный мир пушкинской героини и Аси совпадает: «А я хотела бы быть Татьяной... ». В повести мы видим еще немало упоминаний, которые связывают тургеневскую повесть с пушкинским романом. Слегка изменяя строки из «Евгения Онегина» Ася читает: «Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей!».Ася — олицетворение типично русского женского характера. Для Аси господин Н. — герой возвышенной мечты, необычный, исключительный человек. Взрослый и рассудительный Гагин, ее брат, с удивлением замечает, обращаясь к господину Н.: «Вы очень милый человек... но почему она вас так полюбила, этого я, признаюсь, не понимаю».Ася — девушка с чистым и искренним сердцем, «у ней ни одно чувство не бывает вполовину». По словам Гагина, чувство Аси к господину Н. Н. «неожиданно и так же неотразимо, как гроза». Ее чувство свободно, его трудно сдержать: «Если бы мы с вами были птицы,— как бы мы взвились, как бы полетели...»Свидание Н. Н. и Аси происходит в маленькой, довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. В этой сцене наиболее ясно видна психологическая несовместимость Н. Н. и Аси. Немногословные реплики героини говорят о ее робости, стыдливости и покорности судьбе. Слова ее едва слышны в темноте комнаты.Господин Н. Н., напротив, проявляя инициативу в диалоге, многословен, свою неготовность к ответному чувству, не отдаться любви, он скрывает за упреками и громкими восклицаниями.ответное чувство то ли волею случая, то ли роковой предопределенностью судьбы воспламеняется в нашем герое позднее, но ничего уже нельзя изменить. Н. Н. сам признается в этом: «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но тогда уже было поздно».Автор осуждает своего героя. Да и сам господин Н. с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым «завтра»: «У счастья нет завтрашнего дня...».Сцена свидания, в которой мы в последний раз встречаемся с главной героиней повести, окончательно проясняет, насколько сложен и противоречив характер Аси. За короткое время свидания она испытывает целую гамму чувств — робость, вспышку счастья, полную самоотдачу («Ваша она чуть слышно»), стыд и отчаяние. Мы понимаем, насколько она сильна характером, что смогла сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, «с быстротою молнии» исчезла, оставив господина Н. Н. в полной растерянности.По мнению критика Ю. Лебедева, виной всему не нравственная ущербность тургеневского героя, а «своенравная сила любви»: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала — «счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой».
В провинциальном театре идет премьера спектакля. Главная героиня нашумевшей постановки - талантливая актриса Лидия Николаевна Гольская. Девушка безумно влюблена в директора труппы - красавица Александра Петровича, который перед спектаклет бросил ее
Во время антракта, в своей гримерке девушка пытается поговорить с любимым, воззвать к его сочувствию, но он жестоко отвергает ее мольбы и отказывается от всех обещаний. Даже новость о беременности актрисы не смягчила сердца Александра Петровича. Он, конечно, согласился обеспечить ее ребенка, но девушка гневно выгнала его.
Последний акт спектакля, где героиня пьесы должна умереть от яда. Гольская играет так, как не играла никогда. Она будто выплескивает на сцене всю свою жизнь, всю свою боль и страдания. Она говорить лишь для одного человека, который единственный ее не слышит. Под занавес девушка вскрывает склянку с настоящим ядом и умирает у всех на глазах. Публика рукоплещет.
В провинциальном театре идет премьера спектакля. Главная героиня нашумевшей постановки - талантливая актриса Лидия Николаевна Гольская. Девушка безумно влюблена в директора труппы - красавица Александра Петровича, который перед спектаклет бросил ее
Во время антракта, в своей гримерке девушка пытается поговорить с любимым, воззвать к его сочувствию, но он жестоко отвергает ее мольбы и отказывается от всех обещаний. Даже новость о беременности актрисы не смягчила сердца Александра Петровича. Он, конечно, согласился обеспечить ее ребенка, но девушка гневно выгнала его.
Последний акт спектакля, где героиня пьесы должна умереть от яда. Гольская играет так, как не играла никогда. Она будто выплескивает на сцене всю свою жизнь, всю свою боль и страдания. Она говорить лишь для одного человека, который единственный ее не слышит. Под занавес девушка вскрывает склянку с настоящим ядом и умирает у всех на глазах. Публика рукоплещет.