Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград) . Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу» . Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее: И молча, рукой опершись на седло.. . В молчаньи, рукой опершись на седло.. . Служил ты мне долгое время.. . Расстаться настало нам время.. . Вы, отроки, тотчас возьмите коня.. . Вы, отроки-други, возьмите коня.. . В твое заслуженное стремя.. . В твое позлащенное стремя.. . Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь» . Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего» , а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.
В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу» . Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее:
И молча, рукой опершись на седло.. .
В молчаньи, рукой опершись на седло.. .
Служил ты мне долгое время.. .
Расстаться настало нам время.. .
Вы, отроки, тотчас возьмите коня.. .
Вы, отроки-други, возьмите коня.. .
В твое заслуженное стремя.. .
В твое позлащенное стремя.. .
Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь» . Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего» , а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого старца» и не поверил Олег.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.