развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.
экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. экспозиция мотивирует поведение персонажей. экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. например, сведения о жизни чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «мертвых душ» гоголя. задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.
завязка — это событие, которое является началом действия. завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. например, завязкой в комедии гоголя «ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. так, в драме островского «гроза» кульминация — признание катерины. чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.
развязка — исход событий. это итоговый момент в создании художественного конфликта. развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. такова, например, так называемая немая сцена в «ревизоре» н. гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. развязка может разрешать конфликт (фонвизин «недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «горе от ума» грибоедова, в «евгении онегине» пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
эпилог (от греческого epilogos — послесловие) — всегда заключает произведение. в эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. например, достоевский в эпилоге «преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге раскольников.
лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. таковы, например, лирические отступления в романе пушкина «евгений онегин», в «мертвых душах» гоголя.
развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.
экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. экспозиция мотивирует поведение персонажей. экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. например, сведения о жизни чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «мертвых душ» гоголя. задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.
завязка — это событие, которое является началом действия. завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. например, завязкой в комедии гоголя «ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. так, в драме островского «гроза» кульминация — признание катерины. чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.
развязка — исход событий. это итоговый момент в создании художественного конфликта. развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. такова, например, так называемая немая сцена в «ревизоре» н. гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. развязка может разрешать конфликт (фонвизин «недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «горе от ума» грибоедова, в «евгении онегине» пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
эпилог (от греческого epilogos — послесловие) — всегда заключает произведение. в эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. например, достоевский в эпилоге «преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге раскольников.
лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. таковы, например, лирические отступления в романе пушкина «евгений онегин», в «мертвых душах» гоголя.