Экспозиция – описание почтовой станции 1. Что привлекает внимание рассказчика в интерьере домика?
2. Почему его внимание останавливается на лубочных картинках?
3. Какую обстановку застает путешественник в свой второй приезд?
Самсон Вырин
1. Почему рассказчик испытывает симпатию к герою?
2. Сколько ему лет? Сколько у него наград? О чём они говорят?
3. Сколько раз встречались рассказчик и смотритель? При каких обстоятельствах? Найдите описание Вырина при первой встрече, при второй. Какие изменения отметили вы? С чем они связаны?
4. Как Вырин относится к дочери? Что он говорит о ней с гордостью?
5. Какая беда случилась в жизни героя? Как он решил с ней бороться? Удалось ли ему справиться с ней? Почему?
6. Каков итог жизни доброго смотрителя?
7. Какие чувства испытывает рассказчик по отношению к старому смотрителю?
Дуня
1. Сколько лет было Дуне, когда её увидел рассказчик? Прочитайте отрывок-описание Дуни. Как она ведёт себя при встрече с незнакомцем?
2. Какие обязанности лежат на ней? Почему?
3. Какие изменения произошли в жизни девушки? С чем они связаны? К чему привели?
4. Можно ли сказать, что она счастлива? Обоснуйте свою точку зрения.
Минский
1. Кто такой Минский? Сколько ему лет? Как описывает его автор?
2. По какой причине он оказался на почтовой станции? Почему задержался? Кто ему обмануть доброго смотрителя?
3. Где снимает квартиру Минский после отъезда со станции?
4. Как он относится к девушке?
5. Как можно охарактеризовать его отношение к старику-смотрителю?
6. Какое у вас сложилось мнение о Минском?
Выводы
О чём заставляет задуматься данная повесть?
После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи", На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Однажды решили они пойти в лес за клюквой. "Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы", Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.
После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова. "Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл".
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках".
Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.