В отличие от других произведений своего времени, в "Слове о полку Игореве" природа занимает особое место. Здесь природа - это не просто фон. Природа в "Слове" тесно связана с поступками героев, с их жизнью: "...природа предстает в "Слове" лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц..." ("Энциклопедия "Слова о полку Игореве"" в 5 томах, 1995) Действие "Слова о полку Игореве" с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия "Слова" сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д. Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о передает речь Святослава и т.д. Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа. Автор "Слова о полку Игореве" является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.: "...художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира..." "...Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам: "...Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла..." Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром: "...В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека..." Природа сопереживает и князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу: "...Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке..." В "Слове о полку Игореве" природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках: "...глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян - это соловей, половчин (половец) - это черный ворон, а половецкий хан Гзак - это серый волк: "...О Боян, старинный соловей!.." "...Будь то черный ворон — половчин..." "...Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий..." Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава - месяцами: "...Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси..." "...Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав..." Автор "Слова о полку Игореве" - это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку: "...Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, <...> они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") Это были материалы для сочинения на тему "Природа в «Слове о полку Игореве»": образ природы, описание и роль в "Слове".
В "Слове" есть несколько признаков единства людей и природы, если я правильно понял вопрос. Например, это можно увидеть в образах персонажей: образ Всеволода характеризуется как Тур, большой бык; половецкие князья Гзак и Кончак представлены как олицетворение нечистой силы, их называют "чёрной силой", "неверным кощеем", "чёрным вороном". В связи с остатками язычества во времена написания "Слова", третий и четвёртый уровни пантеона богов людьми ещё не забыты и приравниваются к природе, окружающей среде.
Также можно отметить символы и предзнаменования:
1. Солнечное затмение.
2. Многоголосие живой степи: природа одушевлена, очеловечена, наделена вещей силой: "кровавые зори", "чёрные тучи", "синие молнии, стремящиеся прикрыть четыре солнца". Четыре солнца - это четыре князя.
3. Поражение войска Игоря болью откликается во всей русской земле: "Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось".
4. Ярославна обращается к "ветру-ветриле".
Как по мне, то эти примеры показывают, что природа и человек в поэме во многом наделяются автором едиными признаками и часто перекликаются между собой.
*цитаты писал на память, поэтому перевод не скажу*
В отличие от других произведений своего времени, в "Слове о полку Игореве" природа занимает особое место. Здесь природа - это не просто фон. Природа в "Слове" тесно связана с поступками героев, с их жизнью: "...природа предстает в "Слове" лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц..." ("Энциклопедия "Слова о полку Игореве"" в 5 томах, 1995) Действие "Слова о полку Игореве" с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия "Слова" сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д. Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о передает речь Святослава и т.д. Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа. Автор "Слова о полку Игореве" является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.: "...художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира..." "...Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам: "...Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла..." Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром: "...В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека..." Природа сопереживает и князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу: "...Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке..." В "Слове о полку Игореве" природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках: "...глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян - это соловей, половчин (половец) - это черный ворон, а половецкий хан Гзак - это серый волк: "...О Боян, старинный соловей!.." "...Будь то черный ворон — половчин..." "...Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий..." Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава - месяцами: "...Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси..." "...Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав..." Автор "Слова о полку Игореве" - это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку: "...Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, <...> они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики..." (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") Это были материалы для сочинения на тему "Природа в «Слове о полку Игореве»": образ природы, описание и роль в "Слове".
В "Слове" есть несколько признаков единства людей и природы, если я правильно понял вопрос. Например, это можно увидеть в образах персонажей: образ Всеволода характеризуется как Тур, большой бык; половецкие князья Гзак и Кончак представлены как олицетворение нечистой силы, их называют "чёрной силой", "неверным кощеем", "чёрным вороном". В связи с остатками язычества во времена написания "Слова", третий и четвёртый уровни пантеона богов людьми ещё не забыты и приравниваются к природе, окружающей среде.
Также можно отметить символы и предзнаменования:
1. Солнечное затмение.
2. Многоголосие живой степи: природа одушевлена, очеловечена, наделена вещей силой: "кровавые зори", "чёрные тучи", "синие молнии, стремящиеся прикрыть четыре солнца". Четыре солнца - это четыре князя.
3. Поражение войска Игоря болью откликается во всей русской земле: "Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось".
4. Ярославна обращается к "ветру-ветриле".
Как по мне, то эти примеры показывают, что природа и человек в поэме во многом наделяются автором едиными признаками и часто перекликаются между собой.
*цитаты писал на память, поэтому перевод не скажу*