Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим[1]
На перепутье мне явился.
Перстами[2] легкими как сон
Моих зениц[3] коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний[4] ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней[5] лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею[6] кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли[7],
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом[8] жги сердца людей».
Вопрос:
Какое значение имеет образ пророка в библейской мифологии? Путь преобразования потерянного томимого грехом уныния человека в поэта-пророка мучителен и сложен. Почему же так неутешителен итог этого пути: "Как труп в пустыне я лежал"? Какую роль играют в стихотворении заключительные строки?
Взрослым же людям до фантазий детей дела нет, они даже не попытаются понять их. Так же и детям до конца не понять старших. В этой книге есть только один персонаж, готовый попытаться понять таинственную и загадочную душу ребенка- это рассказчик, рисуя барашков для Маленького принца, он подстраивается под капризы этого мальчика, получая от этого удовольствие и, вспоминая свои детские годы. Однако остальные взрослые персонажи увязли в своих бесконечных заботах...
Например Фонарщик, этот герой весь отрывок, посвященный ему только и делал, что зажигал и гасил фонарь. А король, живущий на своей планете? В подданных у него была только одна старая крыса, которую он то приговаривал к казни, то миловал, так как убив ее он убьет своего последнего подчиненного. А астроном? Теорию которого не хотели признавать только из-за того, что он был одет в турецкое платье?
Исходя из выше написанного можно понять, насколько далеки дети и взрослые в своих интересах, в своих взглядах на жизнь.
Особенно ярким выступает образ Хозяйки Медной горы. Она - не простая сказочная царевна, в ее образе воплощаются магия и сила уральской природы, женственность и яркая красота русской женщины, а также острый ум и прозорливость. Когда она отправляет Степана передать послание приказчику, в её словах чувствуются право и сила владычицы, когда она являет Степану богатства и красоты Медной горы, в ней проявляются радостная гордость и уверенность в своих чарах, когда она награждает Степана за честность и неподкупность, она показывает свою мудрость и уважение. А вот печаль по умершему Степану выражает уже не та царственная женщина, а ящерка, плачущая человеческими слезами.
Другой главный образ сказа, образ крепостного горняка Степана, также очень ярок. Степана прежде всего отличают трудолюбие, мастерство, а также такие качества личности, как смелость, цельность характера и простота. Хоть и был он ошарашен волшебной красотой Хозяйки Медной горы, удивительными богатствами горы, Степан отказался жениться на чародейке, так как обещался другой девушке. И это при том, что Степан был крепостным горняком, в немилости у приказчика.
Печальный финал жизни Степана является реальностью, не фантастическим сказом. Несмотря на приказ забыть Хозяйку Медной горы, Степан, конечно, сделать этого не смог, и, уже получив и вольную, и женившись, и заведя семью, тосковал и мучился мыслями и воспоминаниями. Если отказаться от маячащей во всей его последующей жизни тени Хозяйки Медной горы и обратиться к реальности, умер Степан, как и многие, многие горняки, от подрывающего здоровье многолетнего труда в забое.