«Донские рассказы»
Сборник «Донские рассказы» Шолохова впервые был издан в 1925 году. Рассказы,
вошедшие в этот цикл, объединены между собой общей темой – описанием жизни
донских казаков в не период Первой мировой войны, последующей за ней
революцией и гражданской войной.
Отличительной особенностью сборника рассказов является описание происходящих в тот период
времени событий в реальной действительности, отражающее истинность национальной народной
трагедии.
В сборник вошли рассказы: «Алешкино сердце», «Нахаленок», «Жеребенок», «Чужая кровь» и
др...
В рассказе «Родинка» в центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших
по разные стороны баррикад . В рассказе изображается молодой восемнадцатилетний
командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой
отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде
голубиного яйца, расположенную на ноге. Николки — казак, и сам Николка тоже казак.
Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде.
В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь
к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше
щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.
Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего
многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в
учебное заведение.
Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война
продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Трое
суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый,
уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман
не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл
в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через
плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы
в степи... Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы,
и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном». Во время
жестокого боя Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого
он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно
прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе
к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел
на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял
бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман
увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка!
Родной! Кровинушка моя...» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил
себе в рот
Задание 2. ответьте на во Кто главный герой этого рассказа?
2. Каков его был возраст?
3. Что стало с его родителями?
4. Что он унаследовал от отца?
5. Как сложилась жизнь атамана банды?
6. Что можно сказать о душевном состоянии атамана?
7. Кем доводился Николка атаману?
8. Смог ли пережить трагедию?
9. Какова идея рассказа?
В рассказе «О чем плачут лошади» автор необыкновенно реалистично изображает русскую природу. Читатель физически ощущает запах разнотравья, видит порхание бабочек и стрекоз, ощущает прикосновение лошадиных губ — мягких и теплых.
Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся существам. Конюх вечно пьян и часто забывает не только покормить, но и напоить их. Лошадь Рыжуха плачет.
Когда рассказчик спрашивает, о чем плачет его любимая кобыла, в рассказе появляется элемент фантастического допущения: животное, словно в сказке, обрело возможность отвечать человеку.
Старая кобыла Забава, оказывается, пела своей молодой подруге песни, где рассказывалось о том, как прежде любили и уважали лошадей. Еще бы! Они были основой крестьянской жизни.
Позже в жизнь деревни вошла техника — лошадей оттеснили на второй план. Стали пренебрегать ими...
Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду, празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.
Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, — воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу.
Эти кони забыты и преданы.
Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в кармайы модных джинсов».
Но поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска. Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много работает, не ощущая благодарности. И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет рваться долго и мучительно
Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их. В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной. Выводы в анализе Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых. Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час с вами и миром навеки, а второй…
И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера-напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится-а смер
Объяснение: