дом
«Тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные.
Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с
неба слетают на город легкие белые цветы.
Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое
потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
Около елки лежала толстая книга - подарок от мамы. Это были сказки Христиана
Андерсена.
Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых
папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть
картинки, липкие от краски...
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на
нарядную елку.
Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной
плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось,
душистая, подобная дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой
книги.
Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел
Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было
связано с этим приятным сном...
Я понял гораздо позже, что мне повезло, когда в канун трудного и великого
двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в
победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом...»
Так вспоминал замечательный русский писатель К.Г. Паустовский о знакомстве с великим
сказочником.
А вы знакомы с добрым писателем со сказочного острова Фюн? Запишите в своих
тетрадях: число, классная работа и перепишите эпиграф (располагайте его справа)
«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»
Х.-К. Андерсен.
Подумайте над этими словами. Как вы их понимаете? Напишите 2-3 предложения –
объяснения этой фразы писателя.
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению и внушительные размеры картины - 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой , защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.