До того, как попасть в 119-ю комнату, Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества, у которого нашли неведомо откуда взявшуюся валюту, поговорил, конечно, кое с кем в определенном месте. Но ничего не выяснилось. Никанор Иванович ссылался на какого-то Коровьева, которого надо изловить, поскольку он нечистая сила. “Вон он! Вон он за шкафом! Вон ухмыляется!” После этого было решено, что Никанор Иванович ни к каким разговорам не пригоден. На Садовой, в квартире № 50 все оказалось в порядке. Никанора Ивановича доставили в клинику Стравинского, сделали успокоительный укол. И его посетило сновидение, порожденное, конечно, дневными событиями. В большом красивом зале все сидели на полу, а на сцене сидел в кресле за столиком молодой приятный человек. Он вызывал сидящих по очереди на сцену и уговаривал сдавать валюту. С некоторыми это получалось. Артист Куроле-сов исполнил отрывки из “Скупого рыцаря” поэта Пушкина, что тоже возымело эффект. Потом лампы погасли и издали донесся тенор, который пел: “Там груды золота лежат и мне они принадлежат!” Вдруг зал осветился, поварята втащили чан с супом и лоток с черным хлебом. Повар, угрожающе разговаривавший с Никанором Ивановичем, вдруг превратился в фельдшерицу Прасковью Федоровну, держащую на тарелочке, накрытой марлей, шприц. Ему сделали еще один укол, и он заснул без всяких сновидений. Но из-за его выкриков тревога передалась в 120-ю комнату, где больной проснулся и стал искать свою голову, и в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер, по балкону тревога перелетела к Ивану, он проснулся и заплакал. Но врач быстро всех успокоил, и они стали засыпать. Заснул и Иван, и последнее, что он слышал наяву, было предрассветное щебетание птиц в лесу. Но они вскоре умолкли, и ему стало сниться, что солнце уже И Я снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением...
судьба народная, волновавшая а. с. пушкина и м. ю. лермонтова, стала источником вдохновения и для н. в. гоголя. в своей повести гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть трагедию этой борьбы.
эпической основой повести «тарас бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно- точки зрения на судьбы целого народа. с глубоким сочувствием освещает гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры тараса бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. тарас бульба — главный герой повести. это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. это могучий человек — с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. по словам автора, за тарасом бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за осмеянье прав своих». своими ратными подвигами тарас уже давно заслужил право на отдых. но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. превыше всего тарас бульба ставит любовь к отечеству. общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. на оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших киевскую бурсу. им, как и тарасу бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. как и тарас, они презирают смерть. у этих людей однавеликая цель — укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.
повесть «тарас бульба» — народно-героическая эпопея. в судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий земли. до повести н. в. гоголя не было в таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как тарас бульба, его сыновья — остап и андрий, и другие запорожцы. в лице гоголя сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы процесса.