«мой дар убог, и голос мой не громок…» евгения баратынского важно, что баратынский осмысляет своё поэтическое творчество, понимая под ним выражение своей жизни на земле. вместе со словами дар и голос, стих, относящимися к творчеству, он использует слова душа, бытие. с утверждения “но я живу” начинается вторая тематическая часть стихотворения. автор знает, что всё его существование отражается в творчестве, а человеческая жизнь (“на земле моё… бытие”) не может быть не интересна, и связи поэта с читателем так же неизбежны, как связи между близкими людьми. поэт сравнивает своего читателя с другом, он говорит о душевном родстве людей. вместе с тем близкими не могут быть все, а этот поэт обращается только к тем, кто окажется ему близок, сумеет его услышать (ведь у него негромкий голос) и понять.
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. небольшой гарнизон принял неравный бой. крепость пала. емельян пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев "капитанской дочки" — гринева и швабрина. гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. после карточного проигрыша зурину гринев испытывает стыд. последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что петруша — хороший человек. несмотря на увещевание савельича, гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. служба в белогорской крепости оказалась необременительной, петруша влюбляется в дочь коменданта машу миронову. влюбленность делает гринева поэтом. своими стихотворными пробами петруша делится с алексеем швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. оказывается, шваб-рин тоже был влюблен в машу, но получил отказ. швабрин пытается очернить девушку в глазах гринева, и тот вызывает его на дуэль. петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. но даже и после этого швабрин продолжает завидовать гриневу, ведь маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. однако вскоре швабрин получает возможность отомстить. пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую машу миронову. таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. положение швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. гринев, которого пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. этот психологический бой гринев выигрывает, спасая себя и машу. два офицера российской армии — петр гринев и алексей швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. гринев и швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. именно такими их изображает автор повести "капитанская дочка".