Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
«Евгений Онегин» - труднейшее произведение А. С. Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. "Пестрота" глав, смена приемов повествования, стройная композиция текста, оригинальность жанра - все это говорит о принципиально новаторском литературном произведении - «романе жизни». Новаторство «романа в стихах» проявилось прежде всего в том, что Пушкин нашел принципиально новый тип героя - «героя времени». Таким персонажем стал Онегин.
Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, получивший модное для того времени воспитание:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Но «истинным гением» Онегин был в «науке страсти нежной». «Забав и роскоши дитя» не обременял себя государственной службой, у него была более тяжелая служба - служба светского человека.
День начинался после полудня с выбора дома, куда он поедет вечером, потом прогулка по бульвару (обязательный моцион денди), «когда недремлющий брегет» звонил, Онегин ехал обедать, потом, по звону брегета - театр, но не для того, чтобы насладиться балетом, а только чтобы «обшикать Федру, Клеопатру», навести двойной лорнет «на ложи незнакомых дам» и, наконец, кульминация дня - бал. И так («и завтра то же, что вчера») восемь лет. Итог такой жизни: "... рано чувства в нем остыли;/ Ему наскучил света шум". Вполне закономерно, что «русская хандра / Им овладела понемногу». Герой покидает светское общество, «зевая» пытается взяться за дело, увы! Результат - тоска.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе, с обществом деревенских помещиков во второй. Пушкин замечает, что «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм. В петербургской жизни Онегин «ничем заняться не умел». В деревне только «два дня ему казались новы», а потом - «хандра ждала его на страже».
Служба, любовь, дружба, искренние чувства, привязанность к человеку, ответственность за него, счастье, тепло, уют семейной жизни - этого не предполагает светская жизнь.
Онегин - холодный рассудочный человек. Он не верит в любовь и не любить. Это душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
Дружба... Автор первый иронично замечает об отношениях Онегина и Ленского: «от делать нечего друзья». Дуэль между вчерашними «друзьями» (кульминация этой сюжетной линии) - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого. Онегин стал пленником старого своего кумира - «общественного мненья».
Итог романной жизни Онегина печален:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин оказался «умной ненужностью», он закрылся от ценностей светских, но не открылся для общечеловеческих.
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
«Евгений Онегин» - труднейшее произведение А. С. Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. "Пестрота" глав, смена приемов повествования, стройная композиция текста, оригинальность жанра - все это говорит о принципиально новаторском литературном произведении - «романе жизни». Новаторство «романа в стихах» проявилось прежде всего в том, что Пушкин нашел принципиально новый тип героя - «героя времени». Таким персонажем стал Онегин.
Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, получивший модное для того времени воспитание:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Но «истинным гением» Онегин был в «науке страсти нежной». «Забав и роскоши дитя» не обременял себя государственной службой, у него была более тяжелая служба - служба светского человека.
День начинался после полудня с выбора дома, куда он поедет вечером, потом прогулка по бульвару (обязательный моцион денди), «когда недремлющий брегет» звонил, Онегин ехал обедать, потом, по звону брегета - театр, но не для того, чтобы насладиться балетом, а только чтобы «обшикать Федру, Клеопатру», навести двойной лорнет «на ложи незнакомых дам» и, наконец, кульминация дня - бал. И так («и завтра то же, что вчера») восемь лет. Итог такой жизни: "... рано чувства в нем остыли;/ Ему наскучил света шум". Вполне закономерно, что «русская хандра / Им овладела понемногу». Герой покидает светское общество, «зевая» пытается взяться за дело, увы! Результат - тоска.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе, с обществом деревенских помещиков во второй. Пушкин замечает, что «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм. В петербургской жизни Онегин «ничем заняться не умел». В деревне только «два дня ему казались новы», а потом - «хандра ждала его на страже».
Служба, любовь, дружба, искренние чувства, привязанность к человеку, ответственность за него, счастье, тепло, уют семейной жизни - этого не предполагает светская жизнь.
Онегин - холодный рассудочный человек. Он не верит в любовь и не любить. Это душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
Дружба... Автор первый иронично замечает об отношениях Онегина и Ленского: «от делать нечего друзья». Дуэль между вчерашними «друзьями» (кульминация этой сюжетной линии) - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого. Онегин стал пленником старого своего кумира - «общественного мненья».
Итог романной жизни Онегина печален:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин оказался «умной ненужностью», он закрылся от ценностей светских, но не открылся для общечеловеческих.