Монолог, который начинается со слов "А судьи кто?!", Александр Андреевич Чацкий, персонаж комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", произносит в явлении 5 второго действия.
Фамусов предcтавляет Чацкого Скалозубу и жалеет о что, "с эдаким умом" Чацкий не хочет служить. Чацкий говорит, что ему не нравятся такие слова. "Не я один, все также осуждают." - говорит ему на это Фамусов. Чацкий раздражен и в ответ буквально взрывается гневным монологом.
Чацкий ценит мнение о себе только тех людей, которых уважает. Среди фамусовского общества он таких людей не видит. "Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?" - спрашивает Чацкий и тут же приводит примеры уважаемых в фамусовском обществе людей, которые, по его мнению, уважения не достойны. Чацкому неуютно в обществе, цвет которого - казнокрады и крепостники. "Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! / Вот наши строгие ценители и судьи!" - говорит он.
Неудивительно, что мнение этих людей о себе Чацкого не особенно интересует. Он не собирается менять себя, чтобы угодить этим людям. Хотя бы потому, что угождать Чацкий не приучен и прислуживаться ему тошно. Он не понимает отношение к чинам и "мундирам", которые не в силах скрыть "слабодушие, рассудка нищету". Чацкий составляет мнение о людях исключительно судя по их душевным качествам и поступкам, а не по статусу. Этого "судьи" никогда не поймут, как и не оценят того, что дорого Чацкому. Если человек передовых взглядов интересуется наукой или искусством, то "Они тотчас: разбой! пожар!/ И прослывет у них мечтателем! опасным!" Этим монологом Чацкий резко отделяет себя и своих единомышленников от представителей фамусовского общества. Взгляды этих "судей" Чацкий не принимает.
Фамусову же сложно понять то, что можно не ценить мнение окружающих о себе. Достаточно вспомнить его финальную реплику: больше всех неприятностей его беспокоит то, "что будет говорить княгиня Марья Алексевна" о произошедшем.
Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом.
Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный дворянский сын, не испытывающий недостатка в средствах, он вел обычную жизнь молодого повесы: играл в карты, кутил, влезал в долги, мечтал о богатом приданом при женитьбе. Правда, это лишь внешняя сторона его жизни. Душа его страдала без материнской любви и отцовской ласки. Он почитал своего родителя, любил родной дом, в котором его детские годы.
Старый Дубровский умер, не выдержав моральных издевательств своего «друга» Троекурова, неправдой отобравшего его родовое поместье Кистиневку. Владимир узнал об этом неправедном поступке и поступил как настоящий романтический герой. Он сжег поместье и вместе с преданными ему слугами отправился разбойничать. Его поступок можно объяснить. Владимир не смог оставить ненавистному для него человеку память о самых близких ему людях. Вряд ли случайно Дубровский перед пожаром в Кистиневке «с сильным движением чувства» читает письма матушки.
Владимир Дубровский прекрасно понимал, какая жизнь ожидает его в будущем. Ему грозило нищенское существование. Безысходность толкает его на путь разбоя. Шайка, руководимая им, грабит и сжигает богатые поместья, но Покровское – усадьбу Троекурова – он не трогает, ибо там живет его возлюбленная Маша. Любовь к ней немного гасит гнев, Владимир признается, что он «отказался от мщения, как от безумства». Но остановить разбойничий произвол уже невозможно.
Нападения происходят все чаще. И хотя, проявив исключительное благородство, Дубровский по-прежнему не мстит Троекурову и не убивает князя Верейского, ставшего мужем Маши, но он продолжает неправедный промысел, который становится все более жестоким и дерзким.
Разбойничье «благородство» заканчивается самой настоящей кровавой войной и убийством офицера. Теперь уже Дубровский – убийца, а не защитник и мститель. Сам, понимая это, Владимир распускает свою банду, после чего «грозные грабежи и пожары прекратились».
Объяснить поведение Дубровского можно, а вот оправдать нельзя, ибо одна из христианских заповедей гласит: «не убий». Человека, преступившего эту черту по любой причине, поэтому и называют преступником.
Монолог, который начинается со слов "А судьи кто?!", Александр Андреевич Чацкий, персонаж комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", произносит в явлении 5 второго действия.
Фамусов предcтавляет Чацкого Скалозубу и жалеет о что, "с эдаким умом" Чацкий не хочет служить. Чацкий говорит, что ему не нравятся такие слова. "Не я один, все также осуждают." - говорит ему на это Фамусов. Чацкий раздражен и в ответ буквально взрывается гневным монологом.
Чацкий ценит мнение о себе только тех людей, которых уважает. Среди фамусовского общества он таких людей не видит. "Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?" - спрашивает Чацкий и тут же приводит примеры уважаемых в фамусовском обществе людей, которые, по его мнению, уважения не достойны. Чацкому неуютно в обществе, цвет которого - казнокрады и крепостники. "Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! / Вот наши строгие ценители и судьи!" - говорит он.
Неудивительно, что мнение этих людей о себе Чацкого не особенно интересует. Он не собирается менять себя, чтобы угодить этим людям. Хотя бы потому, что угождать Чацкий не приучен и прислуживаться ему тошно. Он не понимает отношение к чинам и "мундирам", которые не в силах скрыть "слабодушие, рассудка нищету". Чацкий составляет мнение о людях исключительно судя по их душевным качествам и поступкам, а не по статусу. Этого "судьи" никогда не поймут, как и не оценят того, что дорого Чацкому. Если человек передовых взглядов интересуется наукой или искусством, то "Они тотчас: разбой! пожар!/ И прослывет у них мечтателем! опасным!" Этим монологом Чацкий резко отделяет себя и своих единомышленников от представителей фамусовского общества. Взгляды этих "судей" Чацкий не принимает.
Фамусову же сложно понять то, что можно не ценить мнение окружающих о себе. Достаточно вспомнить его финальную реплику: больше всех неприятностей его беспокоит то, "что будет говорить княгиня Марья Алексевна" о произошедшем.
Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный дворянский сын, не испытывающий недостатка в средствах, он вел обычную жизнь молодого повесы: играл в карты, кутил, влезал в долги, мечтал о богатом приданом при женитьбе. Правда, это лишь внешняя сторона его жизни. Душа его страдала без материнской любви и отцовской ласки. Он почитал своего родителя, любил родной дом, в котором его детские годы.
Старый Дубровский умер, не выдержав моральных издевательств своего «друга» Троекурова, неправдой отобравшего его родовое поместье Кистиневку. Владимир узнал об этом неправедном поступке и поступил как настоящий романтический герой. Он сжег поместье и вместе с преданными ему слугами отправился разбойничать. Его поступок можно объяснить. Владимир не смог оставить ненавистному для него человеку память о самых близких ему людях. Вряд ли случайно Дубровский перед пожаром в Кистиневке «с сильным движением чувства» читает письма матушки.
Владимир Дубровский прекрасно понимал, какая жизнь ожидает его в будущем. Ему грозило нищенское существование. Безысходность толкает его на путь разбоя. Шайка, руководимая им, грабит и сжигает богатые поместья, но Покровское – усадьбу Троекурова – он не трогает, ибо там живет его возлюбленная Маша. Любовь к ней немного гасит гнев, Владимир признается, что он «отказался от мщения, как от безумства». Но остановить разбойничий произвол уже невозможно.
Нападения происходят все чаще. И хотя, проявив исключительное благородство, Дубровский по-прежнему не мстит Троекурову и не убивает князя Верейского, ставшего мужем Маши, но он продолжает неправедный промысел, который становится все более жестоким и дерзким.
Разбойничье «благородство» заканчивается самой настоящей кровавой войной и убийством офицера. Теперь уже Дубровский – убийца, а не защитник и мститель. Сам, понимая это, Владимир распускает свою банду, после чего «грозные грабежи и пожары прекратились».
Объяснить поведение Дубровского можно, а вот оправдать нельзя, ибо одна из христианских заповедей гласит: «не убий». Человека, преступившего эту черту по любой причине, поэтому и называют преступником.