Произведение "Првесть временных лет" появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колёса, подвёл их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т.д. В 7 классе изучаются такие произведения и отрывки из "Повести...", как "Из похвалы князю Ярославу и книгам", "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Среди жанров "Повести..." - сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т.п. Исследователь древнерусской литературы Н.Прокофьев пишет, что "Повесть..." дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них - "Лаврентьевская летопись". По своему мсоставу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры лит.-ры той эпохи, а также жития, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, записи устных рассказов, договорыЯзык "Повести..." - древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами.
Примечательна одна подробность. Фонвизин ни словом не обмолвился о том, был ли главный положительный герой его комедии помещиком. В уста Стародума вложена автором знаменательная фраза: “угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Правда, как показывает общая идейная направленность "Недоросля", понятие “рабство” в сознании Фонвизина не покрывало собою понятия крепостного права... /.../ И тем не менее чрезвычайно характерно, что, заботясь о благосостоянии своей племянницы, Стародум не связывает его с владением крепостными душами. через стародума фонфизин высказывает свои мысли,свое отношеие к произошедшему.
Стародума можно рассматривать, как образ собирательный, воплощавший в себе не только черты самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской “старине” была своеобразной формой неприятия екатерининской “новизны”. Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивались и среди сподвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина. /.../
Стародума можно рассматривать, как образ собирательный, воплощавший в себе не только черты самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской “старине” была своеобразной формой неприятия екатерининской “новизны”. Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивались и среди сподвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина. /.../