Дати письмову відповідь на 8 запитань за вивченим
матеріалом і надіслати вчителю.
1. Поміркуйте, чи можна п'єсу-казку «Синій птах»
назвати ліричною феєрією про вищі цінності
людського буття. Чому?
2. Розкрийте символічний сенс сюжету пошуків
синього птаха та символістські картини світу у творі.
3. обгрунтуйте, чому образу тільтіля та мітiль
вважають символом людства, що робить перші кроки
в осягненні сенсу й гармонії буття.
4. Розкрийте багатозначність образу синього птаха.
5. Поміркуйте, чому дітям усе здається кращим у
їхньому домі, ніж раніше.
6. Розгляньте, як змінився птах тільтiля. Чим це
можна пояснити? Проаналізуйте, чому горлиця тікає.
7. Які таємниці пізнали тільтіль і мітiль за час
мандрів?
8. Які сучасні проблеми ви упізнаєте під час
Знайомства з п'єсою?
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове) , любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин» .
Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю» .
Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон ' В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений») , свободолюбие («исчез, оплаканный свободой») , неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире.
Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны.
Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.